Рассмотрев проект решения Думы города Мегиона «Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион за 2016 год», руководствуясь статьей 19 устава города Мегиона, Положением о Контрольно-счётной палате городского округа город Мегион, утвержденным решением Думы города Мегиона от 27.01.2012 № 222 (с изменениями), Дума города Мегиона
РЕШИЛА:
1. Утвердить отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион за 2016 год (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу после его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель Думы города Мегиона Е.Н.Коротченко
г. Мегион
«_31_»_03_2017
Приложение
к решению Думы
города Мегиона
от «31_»_03_2017 № _179_
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион за 2016 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), Уставом города Мегиона, Положением о Контрольно-счетной палате городского округа город Мегион, утвержденным решением Думы города Мегиона от 27.01.2012 № 222 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение о Контрольно-счетной палате) и содержит информацию об основных направлениях, особенностях и результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион (далее - Контрольно-счетная палата) за 2016 год.
1.1. Задачи и функции Контрольно-счетной палаты.
Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Основные задачи Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде заключались в контроле за исполнением местного бюджета, а также за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, в проверке законности и результативности использования средств местного бюджета и муниципальной собственности. Деятельность Контрольно-счетной палаты была направлена на предотвращение и предупреждение выявляемых нарушений в финансовой и имущественной сферах.
1.2. Основные направления деятельности.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 6-ФЗ, разделом 9 Положения о Контрольно-счетной палате внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В числе основных задач, на решение которых были направлены внимание и усилия Контрольно-счетной палаты в 2016 году – обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета города, контроль в сфере городского хозяйства, социальной сфере, сфере использования имущества, организации муниципального управления, аудит и контроль в сфере закупок.
В отчетном периоде контрольные мероприятия осуществлялись в администрации города и ее структурных подразделениях, а также в учреждениях и организациях, получивших средства городского бюджета или использующих имущество, находящееся в муниципальной собственности.
1.3. Основные итоги работы Контрольно-счетной палаты в 2016 году.
Контрольно-счетной палатой в 2016 году проведено:
1) 15 контрольных мероприятий (в том числе внешняя проверка бюджета городского округа город Мегион);
2) 173 экспертно-аналитических мероприятий на проекты муниципальных правовых актов (изменения в муниципальные программы, управления и использования муниципального имущества, регулирование оплаты труда и виды поощрений, порядки предоставления субсидий, проект решения о бюджете на 2017 год, 4 внесения изменений в бюджет города на 2016 год и другие).
Основные показатели, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты за 2014 – 2016 годы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п
Наименование показателя
2014
2015
2016
1.
Штатная численность, утверждённая/факт, ед.
6/6
2.
Кол-во специалистов, участвующих в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, ед.
5
6
3. Контроль формирования и исполнения бюджета городского округа город Мегион
3.1.
Внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета, ед.
1 (за 2013год)
1 (за 2014год)
1 (за 2015год)
3.2.
Объём средств, охваченных внешней проверкой годового отчёта об исполнении бюджета, тыс. рублей
3 978 567,3
3 902 802,5
4 172 870,3
3.3.
Экспертиза изменений и дополнений в бюджет города на текущий (отчётный) год, ед.
4(за 2014 год)
5(за 2015год)
4 (за 2016год)
3.4.
Объём средств, охваченных в рамках экспертизы изменений и дополнений в бюджет города на текущий (отчётный) год, тыс. рублей
698 228,9
610 066,0
1 034 406,6
3.5.
Экспертиза проекта бюджета города на очередной год, ед.
1 (на 2015 год)
1 (на 2016 год)
1 (на 2017 год)
3.6.
Объём средств, охваченных в рамках экспертизы проекта бюджета города на очередной год, тыс. рублей
3 959 762,6
3 488 890,4
3 880 787,3
3.7.
Экспертиза отчетов об исполнении бюджета города за текущий (отчётный) год, ед.
3(1квартал,1 полугодие, 9 месяцев)
3(1квартал,1 полугодие, 9месяцев)
3.8.
Объём средств, охваченных в рамках экспертизы отчётов об исполнении бюджета города за текущий (отчётный) год, тыс. рублей
563 576,5
1653 044,6
2 388 846,5
696 540,2
1831 686,1
2 768 390,9
714 273,9
1 868 831,8
2 644 339,8
4.Контрольная деятельность
4.1.
Проведено контрольных мероприятий, ед.
16
17
15
4.2.
Объём проверенных средств (без учета внешней проверки бюджета), тыс. рублей
976 672,25
1 432 965,2(в т.ч. проверка ДМС-552 714,40)
1 766 750,63
4.2.1.
в том числе местный бюджет
963 129,35
813 248,84
1 049 842,60
4.3.
Выявлено нарушений и недостатков, имеющих стоимостную оценку, тыс. рублей
52 501,79
103 639,9 (в т.ч. проверка ДМС-85 264,42)
42 512,47
4.3.1
Из общей суммы выявлено нарушений порядка учета, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, тыс. рублей
35,0
298,8
1 102,0
4.4.
Из выявленных нарушений:
4.4.1.
не могут быть устранены
-
28 942,42
4.4.2.
подлежащие устранению
13 570,05
4.5.
Устранено финансовых нарушений, тыс. рублей
48 092,82
12 573,10
10 538,47
4.5.1.
в том числе возмещено средств в бюджет (тыс. рублей)
119,38
164,72
479,25
4.6.
Устранено нарушений установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, тыс. руб.
35
74,6
875,1
4.7.
Составлено актов по результатам контрольных мероприятий, ед.
38
50
27
4.8.
Охвачено контрольными мероприятиями объектов, ед.
20
36
4.9.
Количество направленных представлений/предписаний, ед.
18/0
14/0
18/3
4.10.
Подготовлено предложений по результатам контрольных мероприятий по устранению нарушений, не имеющих суммового выражения (ед.), из них:
80
4.11.
Устранено нарушений, не имеющих суммовое выражение, ед.
67
4.12.
Подготовлено актов осмотров в ходе проведения контрольных мероприятий, ед.
29
58
44
4.13.
Привлечено к дисциплинарной ответственности по результатам контрольных мероприятий, ед.
3
0
7
4.14.
Привлечено к уголовной ответственности по результатам контрольных мероприятий, ед.
1
5.Экспертно-аналитическая деятельность
5.1.
Проведено экспертно-аналитических мероприятий, ед.
146
147
173
5.2.
Подготовлено предложений
71
65
108
5.3.
Принято предложений
59
100
5.4.
Отношение принятых предложений относительно подготовленных
83,10%
90,76%
92,59%
6.Методическая работа, гласность
6.
Количество утвержденных и используемых методических материалов (стандарты, методические рекомендации), ед.
8
10
14
7.
Количество информационных материалов о деятельности КСП размещено в средствах массовой информации, ед.
341
304
379
Структура выявленных в 2016 году нарушений и недостатков представлена в таблице 2.
Таблица 2
Вид нарушения
Сумма (тыс. руб.)
%
Финансовые нарушения и недостатки, в том числе:
41 410,47
100,00 %
по видам нарушений:
1.1.
Нецелевое использование бюджетных средств
577,15
1,39%
1.2.
Неэффективное использование бюджетных средств
7 160,6
17,29%
1.3.
Неправомерное (нормативно необоснованное) использование бюджетных средств (расходы, осуществленные в нарушение законодательства)
6 692,2
16,16%
1.4.
Упущенная возможность пополнения бюджета (потери бюджета)
1 425,4
3,45%
1.5.
Нарушения учёта и отчётности (нарушения бухгалтерского учета)
10 261,1
24,78%
1.6.
Прочие нарушения и недостатки (нарушения муниципальных правовых актов, нарушения антимонопольного законодательства, учетной политики, ненадлежащее исполнение полномочий учредителя и др.)
15 294,02
36,93%
Нарушения в сфере учёта, управления и распоряжения имуществом, из них
100%
2.1.
Неэффективное использование муниципальной собственности (приобретенное имущество используется нерационально или не используется)
670,5
60,85%
2.2.
Необеспечение сохранности имущества (недостача)
431,5
39,15%
3.
По возможности устранения:
Нарушения, которые не могут быть устранены, приняты к сведению
Нарушения, подлежащие устранению, в том числе
3.2.1.
нарушения, по которым возможно возмещение в бюджет города
662,05
_____*
4.
Устранено нарушений и недостатков по проверкам 2016 года
77,65
устранено финансовых нарушений и недостатков, из них
3 085,65
22,73% **
4.1.1.
возмещено в бюджет города
72,33%***
приняты к сведению выявленные нарушения и недостатки
7 452,82
25,75%****
5.
Устранено нарушений в сфере учёта, управления и распоряжения имуществом
79,41%
Устранено нарушений и недостатков по проверкам прошлых периодов
80 539,2
6.1.
устранено финансовых нарушений
2 931
3,64%
нарушения по ведению реестра муниципальной собственности в стоимостном выражении
77 608,2
96,36%
Пояснение: *доля может рассчитываться от разных показателей в зависимости от целей анализа;
**процент устраненных нарушений от суммы нарушений, подлежащих устранению (стр.4.1/стр.3.2)*100 %;
***процент возмещенных в отчетном году в бюджет города средств от суммы нарушений, по которым условно возможно возмещение (стр.4.1.1/стр.3.2.1)*100 %;
****процент принятых к сведению в отчетном году нарушений, которые не могут быть устранены (стр.4.2/стр.3.1)*100 %.
Объём финансовых нарушений и недостатков, выявленных по результатам контрольных мероприятий 2016 года, составил 41 410,47 тыс. рублей, в том числе:
- 577,15 тыс. рублей - нецелевое использование бюджетных средств, где наибольшая сумма 337,25 тыс. рублей составляет получение субсидии в размере, превышающем фактически понесенные расходы;
- 7 160,6 тыс. рублей – неэффективное использование бюджетных средств, из них основная сумма в размере 6 510,3 тыс. рублей - некачественное планирование бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия муниципальной программы;
- 6 692,2 - неправомерное (нормативно необоснованное) использование бюджетных средств (расходы, осуществленные в нарушение законодательства), из них 4 703,5 тыс. рублей выявлено при проведении аудита закупок;
- 1 425,4 тыс. рублей - упущенная возможность пополнения бюджета (потери бюджета), которые установлены в ходе проверки деятельности департамента муниципальной собственности администрации города Мегиона по управлению и распоряжению земельными ресурсами городского округа город Мегион;
- 10 261,1 тыс. рублей - нарушения требований нормативных правовых документов, регулирующих порядок и условия ведения бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 15 294,02 тыс. рублей - относятся к прочим нарушениям и недостаткам (нарушения муниципальных правовых актов, нарушения антимонопольного законодательства, учетной политики, ненадлежащее исполнение полномочий учредителя и др.)
Кроме того, выявлено нарушений в сфере учета, управления и распоряжения имуществом в сумме 1 102,0тыс. рублей, из них – 670,5 тыс. рублей – неэффективное использование муниципальной собственности, 431,5 тыс. рублей – необеспечение сохранности имущества.
Более подробная информация по выявленным нарушениям и недостаткам отражена в пункте 3 данного отчета.
Из общей суммы финансовых нарушений и недостатков, выявленных в 2016 году:
- нарушения, которые не могут быть устранены (в основном нарушения бухгалтерского учета по закрытым отчетным периодам, неэффективное использование бюджетных средств, нарушения требований технических законодательных актов), составили 28 942,42 тыс. рублей;
- нарушения, подлежащие устранению, составили 13 570,05тыс. рублей, в том числе нарушения, по которым возможно возмещение в бюджет города, – 662,05 тыс. рублей.
Устранено в 2016 году финансовых нарушений и недостатков на сумму 10 538,47 тыс. рублей, в том числе возмещено в бюджет города 479,25 тыс. рублей. В частности, фактически устранено финансовых нарушений и недостатков 3 085,65 тыс. рублей, принято к сведению- 7 452,82 тыс. рублей.
Устранено нарушений в сфере учета, управления и распоряжения имуществом в сумме 875,1 тыс. рублей.
Прокуратурой города по результатам изучения материалов, направленных Контрольно-счетной палатой городского округа в 2016 году в рамках заключенного 10.07.2012 соглашения о взаимодействии, главе города Мегиона, руководителям муниципальных учреждений и предприятий внесено 13 представлений, по результатам рассмотрения которых 18 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. По результатам проверки поступившего из Контрольно-счетной палаты материала о нарушениях земельного законодательства по направленному прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ постановлению 26.09.2016 Лангепасским МРСО СУ СК России по ХМАО-Югре возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 286 ч. 1 УК РФ. Решается вопрос о направлении постановления для решения вопроса об уголовном преследовании еще по одному направленному Контрольно-счетной палатой материалу.
В соответствии со статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году Контрольно-счетной палатой объектам проверки направлено 3 предписания и 18 представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, из которых по состоянию на 31.12.2016 снято с контроля 11 представлений (с учетом 3 представлений 2015 года) и 2 предписания.
По представлениям Контрольно-счетной палаты привлечено к дисциплинарной ответственности 7 должностных лиц.
На протяжении 2016 года велся мониторинг принятых мер и разработанных мероприятий по предложениям Контрольно-счетной палаты в соответствии с направленными представлениями.
Кроме этого, устранено финансовых нарушений в сумме 2 931 тыс. рублей по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, в том числе доначислены арендные платежи по договорам аренды земельных участков, за фактическое использование земельных участков, платежи за предоставление квартир по коммерческому и социальному найму; в лицевых счетах арендаторов отражены суммы начислений по заключенным договорам аренды. Департаментом муниципальной собственности администрации города проведена работа по устранению выявленных недостатков ведения Реестра муниципальной собственности, а именно: нарушения по ведению Реестра муниципальной собственности в стоимостном выражении устранены в сумме 77 608,2 тыс. рублей; приказом департамента утвержден комплекс мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков ведения Реестра муниципальной собственности, в том числе утвержден порядок взаимодействия управлений департамента, издан приказ о выявлении неиспользуемых жилых помещений, вносятся сведения об объектах учета, с апреля 2016 года по настоящее время проводится инвентаризация жилищного фонда.
2. Контроль формирования и исполнения бюджета городского округа город Мегион
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) Контрольно-счетная палата как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля осуществляет предварительный и последующий контроль исполнения бюджета. В рамках предварительного контроля Контрольно-счетная палата проводит экспертизу проекта бюджета города и проектов решений Думы города о внесении изменений в бюджет города, в рамках последующего контроля осуществляет, в том числе внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета города.
В целях получения информации и выработки предложений, направленных на совершенствование как бюджетного процесса в целом, так и на совершенствование взаимодействия участников бюджетного процесса, Контрольно-счетной палатой, как и в предыдущем отчетном периоде, особое внимание было уделено проекту бюджета и отчету о его исполнении.
2.1. Предварительный контроль
В заключении Контрольно-счетной палаты на проект решения Думы города «О бюджете городского округа город Мегион на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов» (далее – проект бюджета) и представленные одновременно с ним материалы были в целом признаны соответствующими требованиям БК РФ и Положению об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городском округе город Мегион, утвержденного решением Думы города Мегиона от 30.11.2012 № 306 (с изменениями) (далее - Положение об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса).
При подготовке заключения проведен анализ основных характеристик проекта бюджета, проверено наличие и проведена оценка состояния нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей бюджета, проанализированы предварительные итоги социально-экономического развития городского округа город Мегион за январь-сентябрь 2016 года и ожидаемые итоги за 2016 год, прогноз социально-экономического развития городского округа город Мегиона на 2017 год и плановый период до 2018 и 2019 годов, проекты муниципальных программ и другие документы. Кроме того, для более полной и объективной оценки представленного проекта бюджета использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в 2016 году.
Отмеченные в Заключении замечания и выводы не повлияли на принятие проекта бюджета, а были направлены на усовершенствование бюджетного процесса в городском округе город Мегион.
В ходе экспертизы проекта бюджета установлены замечания, недостатки в соответствии с которыми подготовлены предложения:
1. Внести изменения в Порядок разработки прогноза социально-экономического развития городского округа город Мегион, утвержденный постановлением администрации от 18.10.2010 № 1555 (с изменениями) в части установления иных вариантов разработки Прогноза СЭР. Разработку показателей прогноза социально - экономического развития осуществлять с учетом формирования бюджета с применением программно-целевого метода при условии достижения конкретных целевых показателей, направленных на реализацию Стратегии социально-экономического развития городского округа город Мегион на период до 2035 год. В пояснительной записке к Прогнозу СЭР отражать обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
С целью реализации предложений Контрольно-счетной палаты, постановлением администрации от 22.12.2016 № 3054 утвержден Порядок разработки, корректировки, утверждения (одобрения), осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития городского округа город Мегион на среднесрочный период.
2. Внести изменения в Положение об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в части перечня документов, предоставляемых одновременно с проектом решения о бюджете и сроков предоставления проекта бюджета на рассмотрение. Учитывая, что администрацией города Мегиона предложения не приняты, Контрольно-счетная палата продолжит работу по внесению предложений, направленных на совершенствование муниципального правового акта, регулирующего бюджетный процесс и действующего на территории муниципального округа город Мегион.
3. Вопросы повышения качества планирования и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов сохранили свою актуальность, поскольку от обеспечения должного уровня администрирования, требуемого в соответствии со статьей 160.1. БК РФ, зависит не только полнота и своевременность наполняемости бюджета, но и состояние основных источников финансирования субъектов бюджетного процесса. Контрольно-счетной палатой предложено повысить качество администрирования доходов бюджета, в том числе по снижению задолженности.
4. Прогноз доходов от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов в части реализации основных средств предложено осуществлять в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества городского округа город Мегион на соответствующий период.
5. Разработать и внести дополнения в муниципальные правовые акты, регулирующие оплату труда работников муниципальных казенных учреждений, в части определения порядка формирования планового годового фонда оплаты труда.
В целях приведения к единообразию системы оплаты труда и размера выплат работникам муниципальных казенных учреждений городского округа город Мегион по поручению главы города разработан проект Положения о размерах и условиях оплаты труда и иных выплат руководителям и работникам муниципальных казенных учреждении, который будет утвержден в текущем году.
Предложение по разработке порядка формирования планового годового фонда оплаты труда администрацией города Мегиона не принято, Контрольно-счетной палатой будет продолжена работа в данном направлении.
6. Контрольно-счетной палатой рекомендовано рассмотреть вопрос о финансовом обеспечении расходов по подключению жилых домов поселка СУ-920 к разводящим сетям водоотведения СУ-920, с целью развития современной инфраструктуры, обеспечивающей повышение доступности и безопасности услуг населения и сокращения расходов (в 2015 году - 3,4 млн. рублей) на предоставление субсидии для возмещения недополученных доходов по вывозу жидких бытовых отходов на территории города Мегион. Предложение принято к рассмотрению.
Кроме этого отмечено, что 2016 году по результатам контрольных мероприятий были выявлены нарушения утвержденных порядков предоставления субсидий, которые не были устранены на момент проведения экспертизы проекта бюджета, в т.ч:
- порядок предоставления субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов на жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт инженерных сетей и объектов коммунального назначения на территории городского округа город Мегион, утвержденный постановлением администрации от 07.08.2015 № 1980, в части установления сроков предоставления лицом, претендующим на получение субсидии в целях возмещения недополученных доходов от оказания услуги населению по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, соответствующих документов, а также в части исключения предоставления субсидии на возмещение затрат организациям, предоставляющим населению услуги газоснабжения;
- порядок предоставления субсидии на оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, утвержденный постановление администрации города от 17.03.2016 № 554, в части оформления договорных отношений, установления срока использования субсидии;
- порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на территории городского округа город Мегион, утвержденный постановлением администрации от 09.10.2014 № 2453, в части доработки оформления договорных отношений, направленные на усовершенствование контроля в отношении предоставляемой субсидии.
Предложения Контрольно-счетной палаты приняты и реализованы.
В течение 2016 года в решение Думы города Мегиона от 27.11.2015 № 47 «О бюджете городского округа город Мегион на 2016 год» 4 раза вносились изменения, экспертизу которых Контрольно-счетная палата проводила в установленном порядке. В заключениях по результатам экспертиз данных проектов решений Думы города проводилась оценка соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации, Положению об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса и другим нормативным правовым актам.
На проект решения Думы города Мегиона «О внесении изменений в решение Думы города Мегиона от 27.11.2015 № 47 «О бюджете городского округа город Мегион на 2016 год» (с изменениями) подготовлено заключение от 06.06.2016 № 71, где было указано на нарушение требований статей 83, 86, 136 БК РФ при установлении нового вида субсидии за счет средств бюджета городского округа: «Возмещение затрат управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на реализацию мероприятий по энергосбережению и по повышению энергетической эффективности в жилищном фонде». В результате было предотвращено нецелевое использование бюджетных средств.
Контрольно-счетной палатой в ходе проведения экспертно-аналитических мероприятий по экспертизе проектов муниципальных правовых актов, предусматривающих внесение изменений в муниципальные программы, в течение финансового года координаторам муниципальных программ неоднократно обращалось внимание о наличии ответственности по несвоевременному приведению в соответствие с решением о бюджете изменений, связанных с изменением объемов финансирования мероприятий программы.
2.2. Последующий контроль
2.2.1. Одним из основных мероприятий последующего контроля, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном году на основании статьи 264.4 БК РФ и Положения об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса, являлась внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Мегион за 2015 год и подготовка заключения по ее результатам.
Заключение Контрольно-счетной палаты на отчет об исполнении бюджета – это, в первую очередь, комплексный анализ выполнения обязательств органов местного самоуправления на основе не только анализа исполнения бюджета, но и результатов, проведенных за соответствующий период контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Внешней проверкой годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Мегион за 2015 год, в том числе внешней проверкой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств было установлено, что в целом показатели годового отчета соответствовали показателям исполнения бюджета, факты недостоверности годового отчета об исполнении бюджета городского округа город Мегион и искажения отчетности не выявлены.
В заключении были отмечены основные недостатки и нарушения, допущенные участниками бюджетного процесса при исполнении бюджета, сформулированы конкретные предложения, направленные на их устранение. Следует отметить, что большая часть нарушений и недостатков носит неустранимый характер.
При анализе деятельности администраторов доходов установлено, что имеются резервы увеличения доходов бюджета путем улучшения работы по взысканию недоимки, осуществления мер, направленных на снижение задолженности по арендной плате за земельные участки.
Предложено принять меры по урегулированию вопроса по числящимся на балансе муниципального казенного учреждения «Капитальное строительство» затрат по проведенным проектно-изыскательским работам, актуальность которых утрачена.
Провести мероприятия по урегулированию задолженности невозможной к взысканию в сумме 342,5 тыс. руб., в связи с признанием МУП «Техносервис» несостоятельным (банкротом). 07.12.2016 года комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной на постоянной основе, данное предложение было реализовано.
По результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) составлено 3 акта по результатам контрольного мероприятия на объекте.
В процессе проведения внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС выявлены отдельные нарушения и недостатки:
заполнение не в полном объеме форм годовой бюджетной отчетности;
неточное отражение текстовых данных форм годовой отчетности;
полное отсутствие информации об исполнении мероприятий по отдельным муниципальным программам;
не отражение информации об исполнении мероприятий в рамках целевых программ на общую сумму 1 692 464,5 тыс. рублей;
несвоевременное утверждение перечня подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств.
3.Контрольная деятельность по направлениям
В ходе контрольных мероприятий установлены нарушения, имеющие как стоимостную оценку, так и другие виды нарушений. В части финансовых нарушений имеются устранимые и неустранимые нарушения.
3.1. Контроль расходов на городское хозяйство
В 2016 году Контрольно-счетной палатой в целях контроля расходов в сфере городского хозяйства проведены 4 контрольных мероприятия в администрации города Мегиона, МУП «Тепловодоканал», МКУ «Капитальное строительство», ОАО «Мегионгазсервис». Общий объем нарушений в суммарном выражении составил 2 400,27 тыс. рублей и относится к проверке использования средств местного бюджета, выделенных на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Мегион к работе в осенне-зимний период, в т.ч:
- нецелевое использование бюджетных средств в виде получения субсидии в размере, превышающем фактически понесенные расходы, сумма излишне полученной субсидии составила 337,25 тыс. руб.;
- нарушение норм муниципального правового акта, определяющего условия и порядок предоставления субсидии на возмещение затрат на капитальный ремонт инженерных сетей и объектов коммунального назначения на территории городского округа город Мегион, финансовая оценка нарушения составила 2 063,02 тыс. руб. (неустранимое нарушение);
- выявлены недостатки муниципальных нормативных правовых актов - порядков предоставления субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов.
В соответствии с вынесенными представлениями, МУП «Тепловодоканал» произведен возврат в соответствующие бюджеты излишне полученной суммы субсидии в размере 337,25 тыс. рублей, неустранимые нарушения приняты к сведению. Внесены изменения в муниципальный правовой акт, регулирующий порядок предоставления субсидии.
3.2. Контроль расходов на социальную сферу
В 2016 году Контрольно-счетной палатой в целях контроля расходов на социальную сферу проведено 2 контрольных мероприятия в сфере культуры, 2 - в сфере физической культуры и спорта, 1 - в сфере образования и 1 мероприятие по проверке предоставления субсидий некоммерческим организациям.
Ниже отражены наиболее значимые результаты контрольных мероприятий и основные выявленные нарушения и недостатки.
3.2.1.В сфере культуры проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности МАУ «Дворец искусств» и МАУ «Театр музыки». Объем выявленных финансовых нарушений и недостатков составил 5 612,8 тыс. руб., в том числе:
в МАУ Дворец искусств» - 5 137,3 тыс. рублей;
в МАУ «Театр музыки» - 475,5 тыс. рублей.
Выявлены факты нецелевого использования средств, в виде расходования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на цели, не связанные с выполнением муниципального задания, субсидии на иные цели в связи с выплатой повышающего коэффициента работнику, не относящемуся к основному персоналу в сумме 58,3 тыс. рублей. Сумма восстановлена в полном объеме в бюджет городского округа.
Контрольными мероприятиями установлены случаи неправомерных расходов бюджетных средств в общей сумме 613,9 тыс. руб., в том числе: МАУ Дворец искусств» 516,4 тыс. руб., МАУ «Театр музыки» 97,5 тыс. руб., а именно: нарушение муниципального правового акта, устанавливающего гарантии и компенсации для лиц, проживающих на территории муниципального образования городской округ город Мегион и работающих в организациях, финансируемых из средств местного бюджета, нарушение положений по оплате труда (необоснованно начислены выплаты, не предусмотренные системой оплаты труда, неправомерно установленные и начисленные выплаты, излишне начисленные выплаты). Устранены нарушения на сумму 53,3 тыс. рублей
Установлены нарушения в области бухгалтерского учета и отчетности, учетной политики учреждений, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, недостатки локальных нормативных документов (положений по оплате труда, положений о внебюджетных средствах) в сумме 1 501,10 тыс. руб. Устранены нарушения на сумму 1 479,4 тыс. рублей, сумма 21,7 тыс. рублей устранению не подлежит.
Выявлен случай неэффективного использования муниципального имущества, закрепленного за учреждением в МАУ «Театр музыки» на праве оперативного управления на сумму 269,6 тыс. руб. Нарушение устранено.
Нарушения в общей сумме 3 191,7 тыс. рублей являлись неустранимыми и сложились за счет отсутствия должного оформления правоустанавливающих документов (Устава), нормативных документов (муниципальное задание), что повлекло неправомерное получение доходов при отсутствии правовых оснований для осуществления деятельности; нарушение антимонопольного законодательства при заключении договоров аренды; нарушение Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и гражданского законодательства при заключении договоров аренды без разрешения собственника имущества; занижение арендной платы по договорам; завышение стоимости работ по ремонту здания. Нормативные документы приведены в соответствие после направления Контрольно-счетной палатой представлений.
Рекомендации Контрольно-счетной палаты по устранению нарушений и недостатков в области бухгалтерского учета и отчетности, направленные учреждениям в представлениях, выполнены. Нарушения, не подлежащие исправлению, приняты к сведению.
Итоги проверок показали низкий уровень организации в учреждении экономических и административных методов руководства как со стороны Учредителя – отдела культуры, так и руководителей учреждений, что соответственно привело к нарушениям действующего законодательства и муниципальных правовых актов.
3.2.2.В сфере физической культуры и спорта проведено 2 проверки использования средств, предусмотренных в бюджете города в виде субсидии на выполнение муниципального задания и субсидии на иные цели в МБУ «Спорт-Альтаир» и МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа «Юность». Суммарный объем выявленных финансовых нарушений и недостатков составил 3 062,9 тыс. рублей, в том числе:
в МБУ «Спорт-Альтаир» – 1 967,3 тыс. рублей;
в МАУ ДО «ДЮСШ «Юность» – 1 095,6 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий установлено, что со стороны Учредителя в лице отдела физической культуры и спорта администрации города отсутствует контроль за выполнением муниципальных заданий учреждениями и эффективностью использования закрепленного имущества в соответствии с целями деятельности и назначением, ненадлежащее исполнение полномочий главным распорядителем бюджетных средств (Учредителем), определенных статьей 158 БК РФ в виде неполного освоения бюджетных средств при наличии ограниченного финансирования (в сумме 689,4 тыс. руб.).
Учредителю рекомендовано организовать контроль за выполнением муниципальных заданий подведомственных учреждений в виде проведения проверок исполнения показателей муниципального задания, разработать меры, направленные на своевременное выявление необходимости перераспределения объемов целевой субсидии между Учреждениями и обеспечение контроля за использованием средств субсидии на иные цели, принять меры по обеспечению эффективного использования муниципального имущества.
В ходе контрольных мероприятий выявлены факты нецелевого использования средств субсидии на иные цели: неправомерно произведены выплаты подотчетным лицам; неправомерная оплата расходов на проведение спортивных мероприятий, излишнее начисление заработной платы при исполнении программы «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» вследствие нарушения условий договора о совместной деятельности по организации временного трудоустройства граждан.
По фактам нецелевого использования средств субсидий, предоставленных из бюджета города, составлены предписание и представление о возврате средств в бюджет города в сумме 181,6 тыс. рублей. Средства субсидий в сумме 35,7 тыс. руб. восстановлены в бюджет города.
В ходе проверок выявлено 3 случая неэффективного использования муниципального имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, в части длительного неиспользования имущества, приобретенного за счет средств бюджета в сумме 400,9 тыс. рублей. В представлении Контрольно-счетной палаты предложено обеспечить эффективное и целевое использование муниципального имущества. Нарушение устранено в полном объеме.
При проведении визуальных осмотров установлено отсутствие имущества, закрепленного за МБУ «Спорт-Альтаир» в сумме 431,5 тыс. рублей. С целью устранения нарушения учреждению было предложено провести мероприятия по проведению тщательного анализа причин необеспечения сохранности средств бюджетной системы в виде недостачи основных средств и определить меры дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустившие данное нарушение. В учреждении проведена внеплановая инвентаризация основных средств и материальных запасов, документы на списание муниципального имущества направлены на согласование учредителю.
Проверками выявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 650,2 тыс. руб.: произведена оплата коммунальных услуг помещений, не закрепленных за учреждением на праве оперативного ведения; неоптимальное планирование потребности материальных запасов. Нарушение принято к сведению (неустранимое).
Необоснованное расходование бюджетных средств, выполненное в нарушение законодательства, выявлено в сумме 709,3 тыс. руб., в том числе: неправомерное начисление заработной платы, избыточное начисление или необоснованное занижение материальной помощи на профилактику заболеваний, неправомерно установлены и начислены выплаты работникам вследствие неверного применения норм Положения по оплате труда и трудового законодательства. На конец отчетного периода нарушения устранены в сумме 468,6 тыс. рублей.
Проверками установлены нарушения и недостатки, не имеющие стоимостную оценку: отсутствие упорядоченного учета показателей объема фактически оказанных муниципальных услуг, сверхнормативное и несвоевременное списание ГСМ, отсутствие достоверного учета таких материальных ценностей как спортивная экипировка и спортивный инвентарь, нарушения бухгалтерского учета. Во исполнение мероприятий, предложенных Контрольно-счетной палатой, изданы приказы о закреплении персональной ответственности. В то же время, инвентаризация спортивной экипировки и спортивного инвентаря в МАУ ДО «ДЮСШ «Юность» проведена формально.
3.2.3.В сфере образования проведено контрольное мероприятие по проверке целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятия «Реконструкция здания детского сада «Теремок» муниципальной целевой программы «Развитие системы образования и молодёжной политики муниципального образования городской округ город Мегион на 2014 год и период 2015-2020 годов». Проверкой установлено неустранимое замечание статьи 73 БК РФ при ведении Реестра закупок МКУ «Капитальное строительство». Замечание принято к сведению.
3.2.4.В ходе контрольного мероприятия по проверке использования бюджетных средств, выделяемых в виде субсидий на реализацию социально значимого проекта среди социально ориентированных некоммерческих организаций, выявлены расходы, не связанные с реализацией социально значимого проекта. Нарушение устранено, средства в сумме 5,0 тыс. руб. возвращены в бюджет города.
Кроме того, по результатам контрольного мероприятия установлены следующие нарушения Порядка предоставления субсидии на реализацию социально значимых проектов среди социально ориентированных некоммерческих организаций на конкурсной основе, а также договоров, заключенных с получателями субсидии: во всех заключенных договорах о предоставлении субсидии с получателями субсидии не установлен срок ее использования; позднее предоставление отчета об использовании субсидии; администрацией города не направлено требование о возврате субсидии; контрольные мероприятия по проверке использования субсидий не проводились. Предложено внести изменения в договоры о предоставлении субсидии в части установления срока ее использования; закрепить распоряжением за должностным лицом ответственность по осуществлению контроля за целевым использованием предоставленной субсидии; внести изменения в форму финансового отчета. Предложения реализованы.
3.3 Контроль расходов на муниципальное управление
В 2016 году Контрольно-счетной палатой в целях контроля расходов на муниципальное управление проведено 1 контрольное мероприятие по проверке использования бюджетных средств, направленных на денежное содержание муниципальных служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности, за период 2014-2015 годы, в ходе которого установлено финансовых нарушений на сумму 3 411,9 тыс. руб., в том числе ненадлежащее исполнение полномочий главным распорядителем бюджетных средств, определенных статьей 158 БК РФ в виде неполного освоения бюджетных средств, при наличии ограниченного финансирования в сумме 3 367,8 тыс. руб.; расходы, осуществленные в нарушение трудового законодательства, составили 44,1 тыс. руб.
Нарушения по трудовому законодательству устранены, излишне выплаченные средства восстановлены в бюджет города. Замечания по использованию бюджетных средств в рамках исполнения бюджетного законодательства приняты к сведению.
3.4. Контроль в сфере использования имущества
В 2016 году Контрольно-счетной палатой в целях контроля расходов в сфере использования имущества проведено 2 контрольных мероприятия, где объем выявленных по результатам контрольных мероприятия нарушений и недостатков составил 17 705,7 тыс. руб.
3.4.1. Проверкой деятельности департамента муниципальной собственности администрации города Мегиона по управлению и распоряжению земельными ресурсами, полноты и своевременности поступления в бюджет города доходов от распоряжения и использования ими за 2015 год установлено нарушений в сумме 10 293,90 тыс. рублей, в т.ч.:
- потери бюджета составили 1 425,4 тыс. рублей, в части предоставления земельных участков физическим лицам, унитарным предприятиям без юридического оформления правоотношений; заниженная величины коэффициента строительства; неверного определения выкупной стоимости земельных участков; недостаточности, малой активности претензионно-исковой работы, повлекшей за собой отказ в иске, в связи с пропуском сроков исковой давности;
- нарушения бухгалтерского учета и отчетности - 8 760,0 тыс. рублей, в части несоблюдения основных требований к ведению бюджетного учета, искажение сумм дебиторской задолженности, в том числе в результате отсутствия начислений в лицевых счетах арендаторов;
- финансовая оценка других нарушений составила 108,5 тыс. рублей, в части определении размера арендной платы при изменении кадастровой стоимости земли.
Выявлено наличие коррупционных рисков в проверяемой сфере деятельности, а также наличие коррупциогенных признаков в действиях (бездействиях) должностных лиц.
Контрольно-счетной палатой предложен ряд мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Основные меры: обеспечить юридическое оформление правоотношений при пользовании земельными участками; провести полную инвентаризацию расчетов с арендаторами земельных участков с подтверждением результатов актами сверки взаиморасчетов; провести выверку данных оперативно-аналитического учета, содержащихся в ПП «Парус» результатам инвентаризации и первичным учетным документам (договорам аренды земельных участков, расчетам арендной платы за землю по договорам аренды земельных участков, платежным документам); провести мероприятия по определению территорий муниципального образования для первоочередного проведения инвентаризации земель, потребности в бюджетных средствах на ее проведение; принять меры по возмещению в бюджет недополученных доходов с пользователей земельными участками; произвести перерасчеты размера арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков; принять меры по повышению результативности претензионно–исковой деятельности по взысканию и урегулированию задолженности арендной платы за арендуемые земельные участки. Кроме того, предложено рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения действующего законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов при осуществлении работы по управлению и распоряжению земельными ресурсами и активизировать работу по внедрению специального программного обеспечения.
Выполнение отдельных предложений Контрольно-счетной палаты имеющие отражение в представлении от 19.12.2016 года и устранение допущенных нарушений (в случае возможности устранения) находится в процессе исполнения, в связи с длительным сроком их реализации. Департаментом муниципальной собственности проведены мероприятия по перерасчету арендной платы за земельные участки и направлению арендаторам расчетов в сумме 248,6 тыс. рублей, подлежащих уплате. Нарушения учета устранены на сумму 355,3 тыс. рублей.
Контрольно-счетная палата в дальнейшем продолжит отслеживать мероприятия, осуществляемые администрацией города в части контроля за управлением и распоряжением земельными ресурсами, полнотой и своевременностью поступления в бюджет города доходов от их распоряжения и использования.
3.4.2. Проверкой деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2014-2020 годах» выявлены нарушения в общей сумме 7 411,8 тыс. рублей, в т.ч:
- допущено не эффективное использование выделенных бюджетных средств в сумме 6 510,3 тыс. рублей, в результате некачественного планирования бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- нарушение норм законодательства в сумме 901,5 тыс. рублей при выплате субсидий на приобретение жилого помещения в собственность гражданам, проживающим в строениях, приспособленных для проживания и проживающих в помещениях непригодных для проживания, планируемых под снос.
Контрольно-счетной палатой предложено усилить контроль при планировании бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий муниципальной программы; обеспечить контроль за размером предоставляемой субсидии, при расселении приспособленного для проживания помещения, с учетом ранее предоставленной субсидии; внести изменения в муниципальную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Мегиона в 2014-2020», с учетом фактического расселения граждан в 2015 году; активизировать работу по внедрению специального программного обеспечения.
Департаментом муниципальной собственности проводятся мероприятия по заполнению специального программного комплекса соответствующей информацией, осуществлению контроля за планированием и размером бюджетных ассигнований при предоставлении субсидий. Остальные нарушения являются неустранимыми, замечания по ним будут учтены в дальнейшей работе.
3.5. Аудит и контроль расходов в сфере закупок
Контрольно-счетная палата в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) осуществляет аудит в сфере закупок.
В отчетном периоде аудит в сфере закупок проведен в МКУ «Служба обеспечения». Объем нарушений в стоимостном выражении составил 10 313,9 тыс. рублей, в т.ч.:
4 703,5 тыс. рублей - расходы, осуществленные в нарушение законодательства - превышение объема закупок у единственного поставщика; неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя); нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком; нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору)
5 610,4 тыс. рублей - финансовая оценка иных нарушений, выразившаяся в нарушении принципа эффективности, установленного статьей 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Установлены нарушения и недостатки, не определяемые в стоимостном выражении: отсутствие ведомственного контроля и контроля в сфере закупок; нарушение срока размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам 2015 года; нарушения ведения плана-графика; не направление в реестр недобросовестных поставщиков информации по поставщикам, с которыми контракты были расторгнуты в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе одностороннем порядке; не размещение копий заключенных контрактов; размещение копий заключенных контрактов с нарушением срока; несвоевременное размещение информации об исполнении контракта, в том числе о его оплате; нарушения в части описания объекта закупки; нарушения и недостатки по муниципальным
Установлены случаи несвоевременного проведения экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги), отсутствия дат проведения экспертизы; случаи невозврата (несвоевременного возврата) денежных средств, поступивших на счет Учреждения в обеспечение исполнения контракта. Выявлены коррупционные риски, выразившиеся в не предъявлении претензий к подрядным организациям; нарушении антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленных статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (отсутствии требований к предмету закупки); необоснованном завышении цены контрактов и систематичности заключения подобных контрактов с одним подрядчиком.
По результатам проведенного аудита в сфере закупок для заказчика и администрации города были сформированы предложения, направленные на принятие мер по устранению выявленных нарушений и дальнейшему повышению эффективности закупок.
На основании материалов Контрольно-счетной палаты прокуратурой города Мегион в отношении МКУ «Служба обеспечения» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4. ст. 7.30 Кодекса РФ об административных нарушениях, которое направлено в Управление Федеральной Антимонопольной службы ХМАО-Югры для рассмотрения, по существу.
Контрольно-счетная палата не наделена полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок. Тем не менее, в отчетном периоде вопросы контроля расходов в сфере закупок входили в программы контрольных мероприятий по другой тематике, и, соответственно, были исследованы в проверках. В 5 контрольных мероприятиях данная сфера имела отражение в результатах проверок.
Так, МУП «ТВК» в проверяемом периоде при проведении процедур выбора подрядчиков для выполнения мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Мегион к работе в осенне-зимний период 2015-2016 годов допущены нарушения нормативно - правовых актов. Имеются случаи несвоевременного внесения МУП «ТВК» информации и документов в реестр договоров единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
В МАУ «Театр музыки» в нарушение части 3 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Положение о закупках не утверждено Наблюдательным советом.
По результатам проверки проведения аукционов в электронной форме на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ при проведении закупок жилых помещений департаментом муниципальной собственности установлены нарушения срока размещения в реестре контрактов сведений о заключенных контрактах, об их исполнении, размещение недостоверной информации на Официальном сайте в разделе «Сведения о контракте из реестра контрактов»; неверное определение начальной максимальной цены контракта; отсутствие в документации о закупке надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены муниципального контракта.
Выявленные в результате аудита в сфере закупок и иных контрольных мероприятий нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок содержат признаки нескольких составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административные санкции, как к юридическим лицам, так и к ответственным должностным лицам заказчиков. В результате чего, Контрольно-счетной палатой направлено 2 материала в Службу контроля по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, которые находятся на рассмотрении.
4. Экспертно-аналитическая деятельность
Важным направлением в работе Контрольно-счетной палаты является экспертно-аналитическая деятельность, в рамках которой проводятся экспертизы, в том числе финансовые, поступивших проектов решений Думы города Мегиона, проектов постановлений администрации города Мегиона.
За 2016 год Контрольно-счетной палатой города проведено 173 экспертно-аналитических мероприятия на проекты муниципальных правовых актов (изменения в муниципальные программы, проект решения о бюджете на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов, 4 внесения изменений в бюджет города на 2016 год и другие). Наибольший удельный вес экспертиз - 93 экспертизы, приходится на нормативно правовые акты органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные программы, а также 22 экспертизы относящиеся (приходятся) к бюджетному процессу и налогообложению. В порядке реализации экспертно-аналитических мероприятий были подготовлены соответствующие заключения.
При подготовке заключений большое внимание уделялось взаимодействию с разработчиками проектов решений правовых актов и проектов муниципальных целевых программ.
Возникающие в процессе работы над заключениями вопросы, замечания и предложения прорабатывались сотрудниками Контрольно-счетной палаты совместно с разработчиками в рабочем порядке, а также в рамках проведения совместных совещаний в случаях «проблемных» проектов решений. Таким образом, представленные в Контрольно-счетную палату материалы проектов решений Думы города и проектов муниципальных целевых программ дорабатывались разработчиками на стадии подготовки заключения Контрольно-счетной палатой с учетом уже рассмотренных устных предложений и замечаний. Большая часть указанных предложений была направлена на предоставление разработчиками проектов необходимой дополнительной информации (в том числе экономических расчетов), обоснований и пояснений по предоставленным данным.
Выявлено 108 нарушений и замечаний, предложения по устранению которых направлены должностным лицам, ответственным за их реализацию, в т.ч. в части:
- утверждения Положений об оплате труда и выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений;
- управления и использования муниципального имущества;
- нарушения положений, установленных муниципальным правовым актом «О муниципальных программах городского округа город Мегион»;
- внесения изменений в муниципальные программы без вынесения решения Думы города Мегион об одобрении или об отказе в одобрении;
- пересмотра, изменения, расширения целевых показателей, позволяющих произвести оценку результата реализации муниципальных программ;
- внесения изменений в условия и механизм предоставления субсидии.
- порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации города Мегиона.
Особое внимание уделялось представленным на экспертизу проектам муниципальных правовых актов в части предоставления субсидий, подготовленные в соответствии со статьей 78 БК РФ. В ходе экспертно-аналитических мероприятий подготовлены отрицательные заключения на проекты постановлений администрации города Мегиона:
- «О Порядке предоставления субсидии из местного бюджета управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на реализацию мероприятий по энергосбережению и по повышению энергетической эффективности в жилищном фонде», так как принятие данного нормативного правового акта не являлось решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органа местного самоуправления. Ранее такая же позиция Контрольно-счетной палаты в рамках текущего контроля за бюджетным процессом была выражена при рассмотрении включения данной субсидии в решение о бюджете на 2016 год.
- «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению администрации города от 09.10.2014 №2453 «О порядке предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на территории городского округа город Мегион» отмечен ряд замечаний, связанные с оформлением соглашений с получателем субсидий, определением видов контроля, регламента действия ответственных лиц за предоставление субсидий и другие. Все замечания учтены.
- «О внесении изменений в Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации города Мегиона», в части неправомерного применения норм бюджетного законодательства. Замечания учтены.
- «О внесении изменений в постановление администрации города от 17.03.2016 № 554 «О порядке предоставления субсидии на оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациями». Далее, этот вопрос был предложен к рассмотрению при подготовке заключения на проект бюджета городского округа город Мегион на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. В результате, учтены все предложения Контрольно-счетной палаты.
По итогам экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты учтено и принято к сведению 100 замечаний и предложений или 92,59% (2015 год – 90,76%, 2014 год-83,10%) от общего количества.
На постоянной основе осуществляется взаимодействие Контрольно-счетной палаты и прокуратуры города Мегиона в сфере муниципального правотворчества. Все проекты муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих финансирование из местного бюджета, после прохождения экспертизы в Контрольно-счетной палате направляются в прокуратуру города Мегион. Факты нарушений бюджетного законодательства в проектах муниципальных нормативных правовых актов при наличии положительного заключения Контрольно-счетной палаты прокуратурой города не выявлены.
4. Совершенствование мер по профилактике и предупреждению финансовых нарушений, противодействию коррупции
Деятельность Контрольно-счетной палаты направлена на профилактику и предупреждение нарушений законодательства при расходовании бюджетных средств. Для достижения данной цели в течение 2016 года по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводились следующие действия: анализ выявленных в их ходе нарушений, их обобщение и выявление среди данных нарушений неоднократных, связанных с недостатками действующего законодательства, неверным применением либо толкованием законодательства, с субъективными факторами, обнаруженных причин и условий, способствующих их совершению.
Кроме рассмотренных в данном отчете итогов деятельности, отдельно можно выделить мероприятия, проведенные в рамках экспертно-аналитического направления, где урегулировано, обращено внимание и предотвращено нарушений, имеющих суммарное выражение в размере 9 397,34 тыс. рублей:
- урегулирована сумма в размере 300,0 тыс. рублей финансовых затрат на реализацию программных мероприятий при рассмотрении проекта постановления администрации города Мегиона «О внесении изменений в постановление администрации города от 31.10.2013 № 2523 «Об утверждении муниципальной программы «Профилактика правонарушений в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, незаконного оборота и злоупотребления наркотиками в городском округе город Мегион на 2014 – 2018 годы»;
- установлены расхождения показателей краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа город Мегион, в части финансирования за счет средств местного бюджета за 2014-2015 годы и показателей финансового обеспечения муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в городском округе город Мегион на 2014-2016 годы» в сумме 1 260,0 тыс. рублей. Разработчиком проекта постановления предоставлена информация об урегулировании данной суммы;
- подготовлено отрицательное заключение на проект постановления администрации города Мегиона «О Порядке принятия решений об использовании финансовых средств в целях осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан». Отклонены расходы на предоставление субсидии из средств бюджета городского округа в размере 428,64 тыс. рублей в нарушение законодательства. В результате, финансирование осуществлено за счет средств федерального и регионального бюджетов;
- установлено отклонение прогнозных показателей по доходам от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов в части реализации основных средств по указанному имуществу согласно плану приватизации и решения о бюджете в сумме 1 241,0 тыс. рублей;
- на проект решения Думы города Мегиона «О создании автономной некоммерческой организации «Институт развития города Мегиона» подготовлено отрицательное заключение на расчетную сумму в размере 6 167,7 тыс. рублей, так как источник финансирования не соответствовал бюджетному законодательству. Замечания Контрольно-счетной палаты устранены.
С целью предотвращения нарушения законодательства в будущих периодах, в отчетном периоде Контрольно-счетной палатой проведена большая работа по устранению недостатков действующих локальных нормативных актов, уставных документов. По итогам проведения контрольных мероприятий внесены изменения в положения об оплате труда (2 учреждения), в положения о внебюджетных средствах (2 учреждения), в устав (1 учреждение).
Деятельность Контрольно-счетной палаты в противодействии коррупции направлена на последовательное и методичное достижение максимальной открытости, прозрачности и достоверности всех операций, в которых задействованы бюджетные средства либо муниципальная собственность.
5. Методическая работа, обучение, участие в Совете
В целях методического обеспечения деятельности в 2016 году продолжено совершенствование системы стандартов Контрольно-счетной палаты, осуществлялась разработка единых подходов к выявлению коррупционных рисков, составлению протоколов об административных правонарушениях, проведению экспертиз проектов муниципальных правовых актов городского округа город Мегион, порядка организации и проведения совместных или параллельных проверок Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион и Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа город Мегион. За период 2016 года разработано и утверждено 2 стандарта внешнего контроля и 2 методические рекомендации.
Продолжена деятельность по обучению персонала и повышению его квалификации. За отчетный период один сотрудник прошел обучение в ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» г. Новосибирск по программе повышения квалификации «Государственный (муниципальный) контроль в субъектах федерации», один сотрудник прошел обучение в ФБУ «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации» по программе повышения квалификации «Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами муниципальных образований», один сотрудник прошел обучение в АНО ДПО «СибИНЖ» по программе повышения квалификации «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве». Кроме этого, сотрудник Контрольно-счетной палаты получил диплом об окончании обучения в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт финансового контроля и аудита» по двухлетней программе дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Аудитор государственного и муниципального управления».
Контрольно-счетная палата является членом Совета органов внешнего финансового контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также с 2014 года членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Союз МКСО). Это позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ней задач, путем применения поступающих материалов в части:
единообразия методологических подходов к контрольной и экспертно-аналитической деятельности; оказания организационной, правовой, информационной, методической и иной помощи; оказание содействия в повышении профессионального уровня в сфере внешнего финансового контроля; получение обобщенного и распространенного передового опыта осуществления внешнего финансового контроля; возможность обсуждения основных аспектов взаимодействия контрольно-счетных органов и органов прокуратуры; рассмотрение актуальных вопросов муниципального финансового контроля на местном уровне, типичных выявляемых нарушений и т.д.
6. Гласность в работе
В отчетном году было уделено внимание вопросу обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты.
В целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности Контрольно-счетная палатой размещено в сети Интернет на официальном сайте http://spmegion.ru/ и печатном издании «Мегионские новости» 374 информации по всем основным направлениям и документы, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты: план работы, отчёт о деятельности, регламент, стандарты, методические рекомендации, информация об антикоррупционной деятельности и другое. Наблюдается заинтересованность в деятельности Контрольно-счетной палаты, так в 2016 году просмотров сайта – 2 467.
Основной задачей Контрольно-счетной палаты на 2017 год остается исключение потерь бюджетных средств, проведение аудита бюджетного финансирования для профилактики и исправления финансовых и нормативных нарушений, а также мониторинг и контроль формирования и исполнения приоритетных проектов.