25 февраля 2003 года N 14-оз

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


Принят Думой Ханты-Мансийского

автономного округа 7 февраля 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 05.07.2005 N 55-оз,

от 26.02.2007 N 7-оз, от 20.07.2007 N 108-оз, от 21.07.2008 N 68-оз,

от 25.09.2008 N 88-оз, от 30.03.2009 N 19-оз, от 08.06.2009 N 78-оз,

от 02.04.2010 N 61-оз, от 08.04.2010 N 63-оз, от 11.06.2010 N 101-оз,

от 31.01.2011 N 2-оз, от 09.11.2012 N 129-оз, от 01.07.2013 N 66-оз,

от 30.09.2013 N 86-оз, от 29.05.2014 N 42-оз, от 27.06.2014 N 50-оз,

от 25.06.2015 N 63-оз, от 27.09.2015 N 91-оз, от 29.10.2015 N 109-оз,

от 25.02.2016 N 12-оз, от 31.03.2016 N 28-оз, от 07.09.2016 N 72-оз,

от 19.01.2018 N 2-оз, от 29.06.2018 N 56-оз, от 26.04.2019 N 28-оз,

от 27.06.2019 N 42-оз, от 25.02.2021 N 5-оз, от 19.04.2021 N 32-оз,

от 31.08.2021 N 70-оз, от 27.05.2022 N 39-оз, от 04.04.2023 N 15-оз,

от 04.04.2023 N 20-оз)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Устав автономного округа, Устав) устанавливает единые требования к законам и иным нормативным правовым актам органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), определяет общий порядок их подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, толкования и отмены, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 11.06.2010 N 101-оз)

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

1. Нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции либо путем референдума и устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
2. Нормы права (правовые нормы) - официально установленные органами государственной власти автономного округа общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории автономного округа.
3. Правотворчество - направленная на достижение целей всестороннего и комплексного развития автономного округа в интересах его населения организационно оформленная властная деятельность органов государственной власти автономного округа в рамках их компетенции по созданию нормативных правовых актов, их изменению и отмене.
4. Проект нормативного правового акта - документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа.
5. Регистрация нормативного правового акта - присвоение порядкового номера с указанием даты принятия.
(п. 5 введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)
6. Государственная регистрация приказа исполнительного органа автономного округа - включение приказа исполнительного органа автономного округа в государственный реестр нормативных правовых актов исполнительных органов автономного округа.
(п. 6 введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз; в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
7. Антикоррупционная экспертиза - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, содержащихся в проектах нормативных правовых актов, в нормативных правовых актах, а также подготовка рекомендаций, предложений, направленных на устранение коррупциогенных факторов.
(п. 7 введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз; в ред. Закона ХМАО - Югры от 04.04.2023 N 15-оз)

Статья 3. Правотворческие органы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

Правотворческими органами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются:
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Дума автономного округа, Дума);
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Губернатор автономного округа, Губернатор);
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа, Правительство);
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
исполнительные органы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 108-оз; в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 4. Субъекты правотворческой инициативы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

1. Право законодательной инициативы в Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принадлежит:
1) депутату Думы автономного округа;
2) группе депутатов Думы автономного округа, в том числе фракции;
3) комитету Думы автономного округа;
4) Ассамблее представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа;
5) Губернатору автономного округа;
6) Правительству автономного округа;
7) прокурору автономного округа;
8) органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;
9) гражданам, проживающим на территории автономного округа, обладающим избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч подписей.
2. Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, организациям и иным должностным лицам.
3. Субъекты правотворческой инициативы в иных правотворческих органах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяются их регламентами.

Статья 5. Система нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

Систему нормативных правовых актов автономного округа составляют:
Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
абзац исключен. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз;
постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
приказы исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющие нормативный правовой характер.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 108-оз; в ред. Законов ХМАО - Югры от 08.06.2009 N 78-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 6. Акты ненормативного характера

Губернатор и Правительство автономного округа по организационным и оперативным вопросам вправе издавать распоряжения, которые не могут носить нормативного характера.
Исполнительные органы автономного округа по организационным и оперативным вопросам могут издавать приказы ненормативного правового характера, распоряжения и иные правовые акты ненормативного характера.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 108-оз; в ред. Законов ХМАО - Югры от 08.06.2009 N 78-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)

Глава II. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, ИХ СООТНОШЕНИЕ
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

Статья 7. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 11.06.2010 N 101-оз)

1. Устав автономного округа является основным Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяющим статус Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устанавливающим систему органов государственной власти автономного округа, иных государственных органов автономного округа и закрепляющим иные положения, составляющие основу законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 11.06.2010 N 101-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
2. Устав автономного округа имеет прямое действие на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Вступление в силу и внесение изменений в Устав автономного округа осуществляется в особом, предусмотренном им и настоящим Законом порядке.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз, от 11.06.2010 N 101-оз)

Статья 8. Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

1. Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - нормативные правовые акты, регулирующие наиболее значимые и устойчивые общественные отношения, принимаемые Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры либо путем референдума.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1) утверждаются бюджет автономного округа и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории автономного округа;
3) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в автономном округе;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;
5) утверждаются бюджет территориального государственного внебюджетного фонда автономного округа и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда автономного округа;
6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью автономного округа, в том числе акциями (долями участия, паями) автономного округа в уставных (складочных) капиталах организаций;
7) утверждаются заключение и расторжение договоров автономного округа;
8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума автономного округа;
9) устанавливаются порядок проведения выборов в Думу автономного округа, порядок избрания Губернатора автономного округа депутатами Думы автономного округа;
10) устанавливаются административно-территориальное устройство автономного округа и порядок его изменения;
11) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями автономного округа;
12) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом автономного округа и законами автономного округа к ведению и полномочиям автономного округа.
(п. 2 в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
3. Законы автономного округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и Уставу автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
4. Законы автономного округа могут быть приняты по любому вопросу, отнесенному к ведению и полномочиям автономного округа, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и Уставом автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)

Статья 9. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз.

Статья 10. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз.

Статья 11. Постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

1. Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принимает нормативные правовые акты в форме постановлений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным законодательством, Уставом и законами автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. Регламент Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является нормативным правовым актом, определяющим порядок деятельности Думы автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
Регламент Думы автономного округа принимается постановлением Думы.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 12. Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

1. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов автономного округа издает постановления.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. Нормативные правовые акты Губернатора автономного округа издаются исключительно в форме постановлений.
3. Правовые акты Губернатора автономного округа направляются в Думу автономного округа в течение десяти дней со дня принятия.
(п. 3 введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)

Статья 13. Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

1. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах своей компетенции на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа принимает постановления.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. Нормативные правовые акты Правительства автономного округа издаются исключительно в форме постановлений.
3. Регламент Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является нормативным правовым актом, определяющим порядок деятельности Правительства автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
Регламент Правительства автономного округа утверждается постановлением Правительства.
4. Утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 02.04.2010 N 61-оз.
5. Постановления, принимаемые Правительством, оформляются на специальных бланках Правительства автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.04.2010 N 61-оз)
6. Нормативные правовые акты Правительства автономного округа направляются в Думу автономного округа в течение десяти дней со дня принятия.
(п. 6 введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)

Статья 13.1. Приказы исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
(введена Законом ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 108-оз)

1. Исполнительные органы автономного округа, осуществляющие функции по нормативному правовому регулированию, принимают нормативные правовые акты автономного округа в форме приказов.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 02.04.2010 N 61-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
2. Исполнительные органы автономного округа, осуществляющие функции по нормативному правовому регулированию, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа самостоятельно принимают нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом и законами автономного округа, актами Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа осуществляется исключительно законами автономного округа, актами Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 02.04.2010 N 61-оз, от 11.06.2010 N 101-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
3. Приказы исполнительных органов автономного округа подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Правительством автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
4. Приказы исполнительных органов автономного округа направляются в Думу автономного округа в течение десяти дней со дня государственной регистрации исполнительным органом автономного округа, уполномоченным Губернатором автономного округа.
(п. 4 введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз; в ред. Законов ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз, от 29.10.2015 N 109-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 14. Соотношение юридической силы нормативных правовых актов автономного округа

1. Устав автономного округа имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам автономного округа.
Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые автономным округом, не должны противоречить Уставу автономного округа.
2. Законы автономного округа имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Думы автономного округа, Губернатора и Правительства автономного округа, исполнительных органов автономного округа. В случае противоречия между ними действуют законы автономного округа.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 108-оз, от 11.06.2010 N 101-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
3. Исключен. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз.
4. Постановления Губернатора автономного округа имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства автономного округа, приказам исполнительных органов автономного округа. В случае противоречия между ними действуют постановления Губернатора автономного округа.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 108-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)
5. Постановления Правительства автономного округа имеют более высокую юридическую силу по отношению к приказам исполнительных органов автономного округа. В случае противоречия между ними действуют постановления Правительства автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
Приказы исполнительных органов автономного округа могут быть отменены или приостановлены постановлениями Правительства автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
(п. 5 введен Законом ХМАО - Югры от 20.07.2007 N 108-оз)

Глава III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 15. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам

Нормативный правовой акт Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должен отвечать следующим требованиям:
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
принятие акта уполномоченным на то органом в пределах его компетенции;
принятие акта в порядке и форме, установленных настоящим Законом;
обеспеченность реализации предписаний акта (финансово-экономическая, организационная и так далее);
наличие в акте предписаний, обеспечивающих согласованность этого акта с другими нормативными правовыми актами;
наличие логически построенной структуры;
единство терминологии;
общепризнанность терминов;
наличие обязательных реквизитов;
отсутствие коррупциогенных факторов.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)

Статья 16. Структура нормативного правового акта

1. Нормативный правовой акт как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст нормативного правового акта.
2. Содержательная часть нормативного правового акта - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия.
3. Реквизиты нормативного правового акта - обязательные сведения, включаемые в текст нормативного правового акта для признания его действительным.

Статья 17. Виды текстов нормативного правового акта и общие требования к их оформлению

1. Различаются следующие виды текстов нормативного правового акта:
1) подлинный текст нормативного правового акта (оригинал нормативного правового акта) - эталонный экземпляр текста нормативного правового акта, оформляемый, как правило, в одном экземпляре;
2) официально опубликованный текст нормативного правового акта - текст, опубликованный в источниках официального опубликования в порядке, установленном Уставом автономного округа и настоящим Законом;
2.1) официально размещенный текст нормативного правового акта:
текст, размещенный в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
текст, включенный в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) "Законодательство России";
(пп. 2.1 в ред. Закона ХМАО - Югры от 26.04.2019 N 28-оз)
3) заверенная копия нормативного правового акта - совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, заверенный печатью органа, принявшего акт (копии законов автономного округа заверяются печатью Думы автономного округа или Губернатора автономного округа);
4) неофициально опубликованный текст нормативного правового акта - текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу источников официального опубликования нормативных правовых актов;
5) незаверенная копия нормативного правового акта - совпадающий с подлинником текст нормативного правового акта, не заверенный печатью органа, принявшего акт.
Тексты нормативного правового акта, указанные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, признаются официальными текстами, на основании которых осуществляется правотворческая и правоприменительная деятельность.
2. Нормативные правовые акты автономного округа излагаются на русском языке.
В нормативных правовых актах автономного округа не допускается употребление слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях, предусмотренных частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации".
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 04.04.2023 N 15-оз)
3. Слова и выражения в нормативных правовых актах используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве.
Не допускается обозначение в нормативных правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.
4. В нормативном правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание.
5. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью правового акта, как правило, оформляются в виде приложений к нему.
6. Даты в нормативных правовых актах оформляются словесно-цифровым способом (число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения или с сокращением до первой буквы) либо цифровым способом (число, месяц, обозначенные двумя цифрами с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем, год, обозначенный четырьмя цифрами).
Оформление дат в законах автономного округа цифровым способом не допускается.
7. Нумерация нормативных правовых актов каждого вида ведется в пределах года исходя из даты их принятия, за исключением постановлений Думы автономного округа, нумерация которых ведется в пределах созыва Думы.
8. Органы, издающие нормативные правовые акты, вправе на основе положений настоящего Закона устанавливать правила их оформления.

Статья 18. Содержательная часть нормативного правового акта

1. Содержательная часть нормативного правового акта может иметь следующие основные элементы (структурные элементы текста нормативного правового акта):
1) преамбула;
2) разделы;
3) главы;
4) статьи или пункты;
5) части, пункты статей или подпункты (абзацы) пунктов.
Текст нормативного правового акта может иметь также иные структурные элементы, предусмотренные законодательством либо обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых актов.
2. Преамбула нормативного правового акта содержит разъяснение целей и оснований его принятия. Преамбула может состоять из абзацев. В постановлениях Думы автономного округа и постановлениях Правительства автономного округа преамбула завершается постановляющей фразой.
3. Статья (пункт) нормативного правового акта может содержать одну или несколько правовых норм.
Статьи нормативного правового акта наряду с нормами права в отдельных случаях могут содержать индивидуальные предписания.
4. Статьи (пункты) нормативного правового акта могут объединяться в главы. Главы нормативного правового акта могут объединяться в разделы. Раздел, глава нормативного правового акта подразделяются, как правило, не менее чем на два структурных элемента.
5. Структура нормативного правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются исходя из объема и содержания акта.

Статья 19. Порядковые номера и заголовки структурных элементов текста нормативного правового акта

1. Разделы, главы нормативного правового акта должны иметь порядковые номера в виде римских цифр, статьи (пункты) - в виде арабских цифр с точками после них и сквозную нумерацию в пределах всего правового акта.
Вновь включаемым в текст нормативного правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением над основными цифровыми или буквенными обозначениями дополнительной цифры начиная с первого номера.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
2. Разделы, главы и статьи нормативного правового акта должны иметь заголовки, за исключением статей законов автономного округа, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
(п. 2 в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
3. Заголовок раздела или главы нормативного правового акта включает соответственно слово "раздел" заглавными буквами или "глава" с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование раздела или главы.
4. Заголовок статьи нормативного правового акта включает слово "статья" с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование статьи.
Заголовки статей законов автономного округа об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее принятых законов, введении в действие законов автономного округа, заголовки статей законов о бюджете, территориях и границах муниципальных образований, административно-территориальном делении автономного округа могут не содержать наименований.

Статья 20. Структура статьи (пункта) нормативного правового акта

1. Статья нормативного правового акта может состоять из частей, не нумеруемых в пределах данной статьи, или пунктов, нумеруемых в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой.
1.1. Часть может состоять из ненумеруемых абзацев или пунктов, нумеруемых арабскими цифрами.
(п. 1.1 введен Законом ХМАО - Югры от 27.09.2015 N 91-оз)
2. Пункт нормативного правового акта, пункт статьи нормативного правового акта начинаются с абзацного отступа и могут включать подпункты, обозначаемые арабскими цифрами или буквами, или абзацы.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 29.06.2018 N 56-оз)

Статья 21. Обязательные реквизиты нормативного правового акта и порядок его оформления

1. Нормативный правовой акт должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) герб автономного округа;
2) полное наименование органа, принявшего акт;
3) наименование вида нормативного правового акта;
4) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
5) регистрационный номер;
6) дата и место принятия (в отношении законов автономного округа - дата принятия, а также дата и место подписания принятых законов автономного округа Губернатором автономного округа);
(пп. 6 в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
7) наименование должности, фамилия (Ф.И.О.) и подпись полномочного лица;
8) печать.
2. Порядок оформления нормативного правового акта и специальные требования к нормативному правовому акту органа государственной власти автономного округа устанавливаются соответствующим правотворческим органом, с учетом нормы пункта 3 настоящей статьи.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)
3. Требования по оформлению приказов исполнительных органов автономного округа устанавливаются Правительством автономного округа.
(п. 3 введен Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз; в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 22. Воспроизведение положений нормативных правовых актов и ссылки на нормативные правовые акты

1. В случае необходимости в нормативном правовом акте автономного округа воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа, обладающих более высокой юридической силой, с соответствующей ссылкой.
2. Ссылки в нормативном правовом акте на структурные элементы его текста, а также на иные нормативные правовые акты или структурные элементы их текстов применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов.

Глава IV. ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

Статья 23. Правотворческий процесс и его виды

1. Правотворческий процесс - урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий разработку проекта нормативного правового акта, внесение в правотворческий орган (вынесение на референдум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов.
2. Основными видами правотворческого процесса в автономном округе являются:
1) законодательный процесс - процесс принятия законов автономного округа;
2) процесс принятия иных нормативных правовых актов (постановлений Думы автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа, постановлений Правительства автономного округа, приказов исполнительных органов автономного округа).
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 24. Стадии правотворческого процесса

1. Стадии правотворческого процесса - ряд последовательных этапов издания нормативного правового акта, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.
2. Основными стадиями правотворческого процесса являются:
1) разработка проекта нормативного правового акта;
2) внесение проекта нормативного правового акта в правотворческий орган;
3) предварительное рассмотрение проекта нормативного правового акта и его принятие;
4) подписание и официальное опубликование нормативного правового акта;
5) вступление в силу нормативного правового акта.
3. Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное количество основных стадий в соответствии с Уставом автономного округа, настоящим Законом, регламентами соответствующих правотворческих органов, правилами подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждаемыми Правительством автономного округа.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 25.02.2016 N 12-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 25. Планирование правотворческой деятельности

1. Дума и Правительство автономного округа осуществляют текущее и перспективное планирование правотворческой деятельности в пределах собственной компетенции.
2. Текущие планы законопроектных работ составляются на один год.
В случае необходимости разрабатываются перспективные планы законопроектных работ сроком на два года и более, в которых определяются основные направления развития законодательства автономного округа, а также мероприятия по систематизации законов автономного округа. Положения, включенные в перспективные планы законопроектных работ, учитываются и конкретизируются при подготовке текущих планов.
3. Предложения для включения в текущие и перспективные планы законопроектных работ разрабатываются депутатами, комитетами и Ассамблеей представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа, Губернатором и Правительством автономного округа, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.01.2011 N 2-оз)
4. Планирование правотворческой деятельности не исключает принятия нормативных правовых актов, не содержащихся в утвержденных планах.

Статья 26. Согласованное осуществление правотворческой деятельности

1. Органы государственной власти автономного округа осуществляют согласованную правотворческую деятельность и координируют ее с правотворческой деятельностью федеральных органов государственной власти.
2. Губернатор автономного округа и Председатель Думы автономного округа обеспечивают согласованность правотворческой деятельности органов государственной власти автономного округа.
3. Губернатор и Правительство автономного округа могут направлять в Думу автономного округа своего полномочного представителя.
Представитель Губернатора и Правительства автономного округа в Думе вправе беспрепятственно в приоритетном порядке излагать позицию представляемых правотворческих органов автономного округа при рассмотрении законопроектов в комитетах Думы автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.01.2011 N 2-оз)

Статья 27. Предложения о разработке нормативных правовых актов автономного округа

1. Субъекты правотворческой, в том числе законодательной, инициативы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о разработке нормативных правовых актов.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. Письменное предложение субъекта правотворческой (законодательной) инициативы автономного округа о разработке нормативного правового акта направляется руководителю соответствующего правотворческого органа.
3. Письменное предложение должно содержать:
1) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного правового акта;
2) обоснование необходимости принятия данного нормативного правового акта с указанием предмета правового регулирования, а также концепции нормативного правового акта, в которой дается характеристика и указываются цели будущего акта, излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые последствия проектируемых норм, приводится примерная структура акта.

Статья 28. Создание рабочих групп по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов автономного округа

1. Правотворческие органы могут создавать рабочие группы по подготовке проектов нормативных правовых актов автономного округа.
2. Рабочая группа по подготовке проекта закона автономного округа может быть создана по совместному решению Думы автономного округа и Правительства автономного округа и включать в себя депутатов Думы автономного округа, членов Правительства автономного округа, представителей исполнительных органов, квалифицированных специалистов.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
3. Разработка проектов нормативных правовых актов организуется на основе сбора и анализа информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов и выбора лучшего.

Статья 29. Подготовка проектов нормативных правовых актов специалистами

1. Правотворческий орган может заключить договор о подготовке первоначального проекта нормативного правового акта с научными организациями, отдельными учеными, специалистами или их творческими коллективами.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.09.2013 N 86-оз)
2. Правотворческий орган вправе поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, отдельным лицам, а также объявлять конкурсы на лучший проект.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.09.2013 N 86-оз)
3. Финансирование правотворческой деятельности осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.

Статья 30. Публичные слушания проектов нормативных правовых актов

При разработке проектов нормативных правовых актов правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по данным проектам с привлечением заинтересованных организаций и лиц, а также соответствующих специалистов и экспертов. Замечания и предложения по итогам публичных слушаний учитываются при доработке проектов.

Статья 31. Обсуждение проектов нормативных правовых актов через средства массовой информации

1. Проекты нормативных правовых актов могут выноситься соответствующими правотворческими органами на обсуждение через средства массовой информации автономного округа.
2. Поступившие письменные предложения и замечания в адрес соответствующего нормотворческого органа учитываются при доработке проекта.

Статья 32. Условия внесения проектов нормативных правовых актов

1. Необходимым условием внесения в правотворческий орган проектов нормативных правовых актов, за исключением проектов законов автономного округа о бюджете автономного округа, о внесении изменений в закон о бюджете автономного округа, об исполнении бюджета автономного округа, в качестве правотворческой инициативы является представление:
1) текста проекта нормативного правового акта;
2) пояснительной записки к проекту нормативного правового акта, в которой:
обосновывается необходимость принятия проекта;
содержится правовое обоснование принятия проекта;
дается развернутая характеристика целей (задач), основных положений проекта;
формулируются предложения по подготовке и принятию нормативных правовых актов, необходимых для осуществления данного проекта;
включаются иные сведения, необходимость которых предусматривается законодательством либо субъектом правотворческой инициативы;
3) финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта в случае, если проект оказывает влияние на доходы или расходы бюджета автономного округа, в котором описывается экономический эффект от реализации проекта, содержится оценка влияния (в том числе косвенного) реализации проекта на доходы и расходы бюджета автономного округа, а также указываются расчеты в денежном выражении:
расходов бюджета автономного округа, в том числе бюджетных ассигнований, с указанием направлений расходов (с их обоснованием) и сведений об источниках финансового обеспечения, дополнительных расходов бюджета автономного округа с указанием источников их финансового обеспечения;
расходов из иных источников;
доходов бюджета автономного округа;
увеличения (уменьшения) поступлений налогов, сборов в бюджет автономного округа;
дополнительных доходов юридических и физических лиц, выраженных в снижении налогового бремени в связи с реализацией решений, предлагаемых к принятию проектом;
4) перечня нормативных правовых актов, требующих признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия в связи с принятием проекта;
5) документа, выражающего решение субъекта правотворческой инициативы о внесении проекта нормативного правового акта;
6) иных документов, если их представление предусмотрено законодательством автономного округа или иными нормативными правовыми актами, обязательными для субъектов правотворческой инициативы.
(п. 1 в ред. Закона ХМАО - Югры от 25.02.2016 N 12-оз)
1.1. Проекты законов автономного округа о бюджете автономного округа, о внесении изменений в закон о бюджете автономного округа, об исполнении бюджета автономного округа вносятся в правотворческий орган в соответствии с бюджетным законодательством.
(п. 1.1 введен Законом ХМАО - Югры от 25.02.2016 N 12-оз)
2. Вносимые в качестве правотворческой инициативы проекты нормативных правовых актов должны соответствовать требованиям к нормативным правовым актам, содержащимся в настоящем Законе.
В проект нормативного правового акта могут быть включены положения, устанавливающие сроки и порядок вступления его в силу.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
3. Положения, предусматривающие изменение, дополнение, признание утратившими силу или особенности применения ранее принятых нормативных правовых актов, включаются непосредственно в текст проекта нормативного правового акта автономного округа, проекта нормативного правового акта о введении его в действие либо оформляются в виде отдельных проектов нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в ранее принятые акты.
4. Проекты законов автономного округа об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов автономного округа, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, рассматриваются Думой автономного округа по представлению Губернатора автономного округа либо при наличии заключения Губернатора автономного округа. Данное заключение представляется в Думу автономного округа в срок, установленный пунктом 3 статьи 49 Устава автономного округа.
(п. 4 в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
5. Не допускается возвращение проектов нормативных правовых актов по мотивам необоснованности их положений или нецелесообразности их принятия.
6. Проект, внесенный с нарушением требований настоящего Закона, рассмотрению не подлежит и возвращается внесшему его субъекту правотворческой инициативы для выполнения соответствующих требований. После выполнения этих требований субъект правотворческой инициативы вправе вновь внести проект на рассмотрение правотворческого органа.
7. Субъект правотворческой инициативы вправе отозвать проект нормативного правового акта, внесенный им.

Статья 33. Экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов автономного округа - юридическое и (или) специализированное исследование, проводимое учеными и специалистами по поручению правотворческого органа с целью оценки качества проектов нормативных актов и выявления возможных последствий их принятия и действия.
Экспертиза принятых нормативных правовых актов автономного округа может проводиться в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а при необходимости - по решению органов государственной власти автономного округа, в том числе по предложению органов местного самоуправления, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Проекты нормативных правовых актов, вносимые на рассмотрение Думы автономного округа, подлежат обязательной юридической и лингвистической экспертизе, а также специализированной экспертизе в зависимости от профиля проекта, а также иной экспертизе, если это предусмотрено федеральным законодательством.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
3. Проекты нормативных правовых актов не могут быть приняты правотворческими органами к рассмотрению без визы (согласования) юридической службы (структурного подразделения либо должностного лица, ответственного за проведение юридической (правовой) экспертизы) соответствующего органа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)
4. Органы государственной власти автономного округа в пределах их полномочий организуют и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу нормативных правовых актов, а также проектов нормативных правовых актов.
Внутренняя (служебная) экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов осуществляется органами государственной власти автономного округа, их подразделениями или специалистами.
5. Для оценки качества нормативных правовых актов и их проектов, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная экспертиза на возмездной или безвозмездной основе.
Независимая научная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется научными организациями, образовательными организациями высшего образования, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов соответствующего профиля, а также иными компетентными организациями и лицами по поручению правотворческих органов.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.09.2013 N 86-оз)
6. Органы государственной власти автономного округа вправе создавать специальные экспертные организации для проведения научной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также придавать статус уполномоченной экспертной организации действующей научной организации или образовательной организации высшего образования.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.09.2013 N 86-оз)
7. В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке направляемого на экспертизу нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта.
В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты Думы автономного округа, члены Правительства автономного округа.
8. Организации и лица, осуществляющие независимую научную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, обеспечиваются органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимыми для проведения экспертизы материалами и документами, а также могут принимать участие в обсуждении нормативных правовых актов и их проектов.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
9. Внутренняя (служебная) и независимая научная экспертизы проектов нормативных правовых актов могут осуществляться на любых стадиях правотворческого процесса.
По результатам внутренней (служебной) или независимой научной экспертизы проектов нормативных правовых актов составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению правотворческим органом.

Статья 33.1. Антикоррупционная экспертиза
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 09.11.2012 N 129-оз)
(введена Законом ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов автономного округа и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 04.04.2023 N 15-оз)
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы в исполнительных органах автономного округа определяется Губернатором автономного округа.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз, от 04.04.2023 N 15-оз)
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы в Думе автономного округа определяется Думой автономного округа.
Независимая антикоррупционная экспертиза проводится за счет собственных средств юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными в порядке и на условиях, установленных федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 07.09.2016 N 72-оз)
(п. 1 в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.03.2009 N 19-оз)
2. Утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 09.11.2012 N 129-оз.
3. В целях реализации органами прокуратуры предоставленных федеральным законодательством полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и принятию мер, направленных на исключение положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, правотворческие органы автономного округа представляют в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в форме электронных документов копии принятых ими нормативных правовых актов по вопросам, установленным частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 19.04.2021 N 32-оз)
Представление указанных нормативных правовых актов в прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется в следующие сроки:
законов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не позднее семи дней со дня подписания Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (за исключением постановлений о принятии проектов законов), Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, приказов исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющих нормативный правовой характер, - не позднее семи дней со дня подписания уполномоченным органом (должностным лицом).
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
(п. 3 введен Законом ХМАО - Югры от 08.04.2010 N 63-оз)

Статья 33.2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов автономного округа и экспертиза нормативных правовых актов автономного округа
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

1. Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты нормативных правовых актов автономного округа:
1) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами автономного округа обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования);
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 04.04.2023 N 20-оз)
2) устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами автономного округа обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 04.04.2023 N 20-оз)
3) устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 04.04.2023 N 20-оз)
2. Оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении:
1) проектов законов автономного округа об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
2) проектов законов автономного округа, регулирующих бюджетные отношения;
3) проектов нормативных правовых актов автономного округа:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 04.04.2023 N 20-оз)
3. Установление и оценка применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах автономного округа, в том числе оценка фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, проводятся в соответствии с законодательством автономного округа с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных федеральным законодательством.
4. Нормативные правовые акты автономного округа, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением актов, определенных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой в соответствии с законодательством автономного округа.

Статья 34. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз.

Статья 35. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз.

Статья 36. Исключена. - Закон ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз.

Статья 37. Принятие нормативных правовых актов

Принятие нормативных правовых актов автономного округа осуществляется в порядке, установленном Уставом автономного округа, законами автономного округа и регламентами соответствующих правотворческих органов.

Статья 38. Обнародование Губернатором автономного округа законов автономного округа, принятых Думой
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

1. Законы автономного округа, принятые Думой автономного округа, направляются указанным органом для подписания и обнародования Губернатору автономного округа не позднее семи дней со дня их принятия.
Текст закона автономного округа, принятого Думой автономного округа, исполняется в двух экземплярах на специальном бланке с указанием реквизитов, установленных настоящим Законом. Оба экземпляра в официальном порядке направляются Губернатору автономного округа. Один экземпляр подписанного Губернатором автономного округа закона автономного округа направляется в Думу автономного округа.
2. Губернатор автономного округа подписывает и обнародует закон автономного округа либо отклоняет закон не позднее четырнадцати дней с момента поступления соответствующего закона. В случае отклонения закона автономного округа Губернатором автономного округа отклоненный закон возвращается в Думу автономного округа с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.
3. В случае отклонения Губернатором автономного округа закона автономного округа указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы автономного округа.
4. Закон автономного округа, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором автономного округа и подлежит подписанию и обнародованию в течение трех дней со дня поступления.
5. Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона автономного округа до его обнародования Губернатором автономного округа в соответствии с федеральным законодательством приостанавливает течение срока для обнародования закона автономного округа до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона автономного округа до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.
6. Если в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, закон автономного округа до его обнародования признан в порядке, установленном федеральным конституционным законом, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данный закон не может быть обнародован (если закон не был подписан Губернатором автономного округа, он не может быть подписан), а Губернатор автономного округа отзывает свою подпись под данным законом и возвращает его в Думу автономного округа для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Статья 39. Обязательность опубликования нормативных правовых актов

1. Законы и иные нормативные правовые акты, составляющие нормативную правовую систему автономного округа, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
3. Официальное опубликование нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
(п. 3 введен Законом ХМАО - Югры от 05.07.2005 N 55-оз)
4. Законы автономного округа, постановления Губернатора автономного округа и постановления Правительства автономного округа подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Губернатором автономного округа.
Постановления Думы автономного округа подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Думой автономного округа.
Приказы исполнительных органов автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
(п. 4 в ред. Закона ХМАО - Югры от 29.10.2015 N 109-оз)

Статья 40. Официальное опубликование нормативных правовых актов

1. Официальным опубликованием закона автономного округа, иного нормативного правового акта, относящегося к нормативной правовой системе автономного округа, считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании, распространяемом в автономном округе, или в официальном сетевом издании, определенных настоящим Законом.
(п. 1 в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
1.1. Публикация полного текста нормативного правового акта автономного округа в официальном печатном издании Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является обязательной.
(п. 1.1 введен Законом ХМАО - Югры от 27.06.2014 N 50-оз)
2. Официальное опубликование нормативных правовых актов автономного округа частично либо в изложении не допускается, за исключением случаев, когда в нормативном правовом акте содержатся сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 05.07.2005 N 55-оз)
3. Нормативный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере официального печатного издания. В случае, если значительный по объему нормативный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован в одном номере официального печатного издания, часть неопубликованного нормативного правового акта может быть опубликована в следующем номере официального печатного издания. В этом случае днем официального опубликования нормативного правового акта является день выхода номера официального печатного издания, в котором завершена публикация его полного текста.
(п. 3 введен Законом ХМАО - Югры от 05.07.2005 N 55-оз)

Статья 41. Исправление неточностей, допущенных при официальном опубликовании правового акта

1. В случае, если при официальном опубликовании нормативного правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником правового акта, то в десятидневный срок со дня обнаружения ошибки, опечатки, иной неточности в том же издании должно быть опубликовано официальное извещение об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
2. Исправление ошибок, опечаток и иных неточностей в оригиналах нормативных правовых актов после их вступления в силу осуществляется исключительно путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт, в котором имеются неточности.

Статья 42. Официальные печатные издания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

1. Официальными печатными изданиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в которых публикуются законы автономного округа, постановления Думы автономного округа, постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и газета "Новости Югры".
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. При официальном опубликовании нормативного правового акта указываются его реквизиты, не допускается изменение и сокращение его текста.

Статья 42.1. Официальные сетевые издания
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.09.2015 N 91-оз)

Официальными сетевыми изданиями, в которых размещаются (опубликовываются) законы автономного округа, постановления Думы автономного округа, постановления Губернатора и Правительства автономного округа, а также иные нормативные правовые акты, являются "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и "Информационно-аналитический интернет-портал ugra-news.ru ("Новости Югры")".

Статья 43. Неофициальное опубликование текста нормативного правового акта автономного округа

Тексты нормативных правовых актов автономного округа могут быть опубликованы без согласия правотворческого органа автономного округа при условии обязательной ссылки на официальное печатное издание или официальное сетевое издание.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.06.2014 N 50-оз)

Статья 44. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральными законами и (или) самими законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 45. Дата принятия нормативных правовых актов

1. Датой принятия закона автономного округа считается день принятия его Думой в окончательной редакции, что подтверждается контрольным экземпляром данного акта с подписью должностного лица.
2. Датой принятия иного нормативного правового акта считается день его принятия правотворческим органом и (или) день подписания акта руководителем соответствующего правотворческого органа.

Статья 46. Действие правовых актов во времени

1. Действие правовых актов начинается со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
2. Нормативные правовые акты автономного округа действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься и на определенный период.
Действие отдельных положений нормативных правовых актов может быть ограничено определенным временем.
3. В случае принятия нормативного правового акта, полностью или частично заменяющего по предмету правового регулирования ранее принятый нормативный правовой акт той же юридической силы, действует нормативный правовой акт (его отдельные положения), принятый позднее.
4. Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное прямо не установлено федеральным законодательством либо в самом акте.

Статья 47. Приостановление действия правового акта

1. Действие нормативного правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
2. Действие нормативного правового акта приостанавливается актом той же юридической силы.
3. Действие нормативного правового акта может быть также приостановлено актом, изданным органом, наделенным такими правами законодательством Российской Федерации или автономного округа.

Статья 48. Прекращение действия нормативного правового акта

1. Нормативный правовой акт или его отдельные положения прекращают действие в результате:
1) истечения срока действия нормативного правового акта или его отдельных положений;
2) принятия уполномоченным органом нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
3) признания акта или его отдельных положений утратившими силу принявшим его органом;
4) признания правового акта или его отдельных положений утратившими юридическую силу по решению суда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и законами автономного округа.
2. Нормативный правовой акт, утративший юридическую силу, применяется к отношениям, возникшим до утраты им юридической силы, если иное не установлено законом, судебным решением или соответствующим правотворческим органом.

Статья 49. Действие нормативного правового акта в пространстве и по кругу лиц

1. Действие нормативного правового акта автономного округа распространяется на всю территорию автономного округа, если в самом акте или в акте о введении его в действие не установлено иное.
В случаях, установленных федеральным законодательством, нормативные правовые акты автономного округа могут применяться за его пределами.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)
2. Если иное не установлено нормативным правовым актом автономного округа, его действие распространяется на всех лиц, проживающих или пребывающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

Глава V. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в ред. Законов ХМАО - Югры
от 31.12.2004 N 105-оз, от 11.06.2010 N 101-оз)

Статья 50. Право законодательной инициативы по внесению изменений в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

1. Предложения о внесении изменений в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры могут вносить:
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
1) не менее 20 тысяч граждан, проживающих на территории автономного округа и обладающих избирательным правом;
2) не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы автономного округа;
3) Губернатор автономного округа;
4) Правительство автономного округа;
4.1) прокурор автономного округа;
(пп. 4.1 введен Законом ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)
5) не менее одной трети органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
2. Абзац утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз.
Органы местного самоуправления муниципальных образований направляют в Думу автономного округа соответствующие решения.
Порядок сбора подписей граждан устанавливается законом автономного округа.
3. Изменения в Устав автономного округа могут быть внесены законом, принятым на референдуме автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
4. Предложения о внесении изменений в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направляются в Думу автономного округа с обязательным представлением проекта закона автономного округа о внесении изменений в Устав.
(п. 4 введен Законом ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 51. Требования к предложению о внесении изменений в Устав автономного округа
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)

1. Предложение о внесении изменений в Устав автономного округа должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Устава автономного округа, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Устава, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Устава.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
2. Если вносимые изменения в Устав автономного округа требуют изменения других статей, то предложение о внесении изменений в Устав должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Устава автономного округа, необходимость изменения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
3. Если из текста Устава автономного округа исключается глава, статья, часть или пункт статьи, иные структурные элементы, имеющие порядковые номера, то номера или буквы, обозначающие исключаемые структурные элементы, сохраняются.
(п. 3 в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)

Статья 52. Принятие предложения о внесении изменений в Устав автономного округа к рассмотрению Думой автономного округа
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)

1. Поступившее предложение о внесении изменений в Устав автономного округа, оформленное в соответствии с требованиями настоящего Закона, направляется в соответствующий комитет Думы автономного округа.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз, от 31.01.2011 N 2-оз)
2. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта закона с участием инициаторов законопроекта, Губернатора автономного округа или уполномоченного им лица и представителей других комитетов Думы автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.01.2011 N 2-оз)
3. По результатам рассмотрения указанный комитет Думы автономного округа вносит предложение о принятии к рассмотрению Думой проекта закона о внесении изменений в Устав автономного округа либо предложение о возвращении данного проекта закона его инициатору в случае несоблюдения требований, установленных настоящим Законом.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз, от 31.01.2011 N 2-оз)

Статья 53. Рассмотрение Думой автономного округа проекта закона о внесении изменений в Устав автономного округа
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)

1. Рассмотрение законопроекта о внесении изменений в Устав автономного округа осуществляется Думой автономного округа не менее чем в двух чтениях.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
В ходе обсуждения законопроекта депутаты Думы автономного округа заслушивают доклад инициатора каждого изменения в Устав автономного округа, содоклад соответствующего комитета Думы, выступление Губернатора автономного округа или уполномоченного им лица, депутатов Думы автономного округа, экспертов и иных лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз, от 31.01.2011 N 2-оз)
2. Изменения в Устав автономного округа считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)

Статья 54. Порядок обнародования и вступления в силу закона автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 27.05.2022 N 39-оз)

1. Закон автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа, принятый Думой автономного округа, направляется указанным органом для подписания и обнародования Губернатору автономного округа не позднее семи дней со дня его принятия.
2. Губернатор автономного округа подписывает и обнародует закон автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа не позднее четырнадцати дней с момента поступления соответствующего закона.
3. Закон автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа вступает в силу в порядке, установленном статьей 44 настоящего Закона.

Глава VI. ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

Статья 55. Понятие толкования нормативных правовых актов

1. Толкование нормативных правовых актов - это деятельность по разъяснению содержания нормативного правового акта в целях практической реализации его положений.
Результатом толкования нормативных правовых актов автономного округа должна быть полная определенность смысла толкуемого нормативного правового акта или отдельных его положений.
2. Толкование нормативного правового акта автономного округа может быть официальным и неофициальным.

Статья 56. Официальное толкование нормативных правовых актов автономного округа

1. Официальное толкование нормативных правовых актов автономного округа - это властно-обязательное разъяснение законов и иных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным правотворческим органом автономного округа.
2. Официальное толкование нормативных правовых актов автономного округа дается в случае обнаружения неясностей в содержании нормативных правовых актов или противоречивой практики их применения.
Официальное толкование нормативных правовых актов автономного округа дается в форме актов-разъяснений.

Статья 57. Официальное толкование Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 25.02.2021 N 5-оз)

В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры официальное толкование норм Устава автономного округа осуществляет Дума автономного округа в порядке, установленном настоящим Законом для толкования законов.

Статья 58. Официальное толкование законов автономного округа

1. Официальное толкование вступивших в силу законов автономного округа осуществляет Дума автономного округа как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов законодательной инициативы.
Официальное толкование закона автономного округа оформляется постановлением Думы автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
2. Запрос об официальном толковании закона автономного округа излагается в письменной форме с указанием наименования закона автономного округа, его положений, подлежащих официальному толкованию, а также с обоснованием необходимости официального толкования. Указанный запрос направляется на имя Председателя Думы автономного округа.
(п. 2 в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)
3. Постановления Думы автономного округа по вопросам официального толкования законов автономного округа вступают в силу со дня их официального опубликования.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз)

Статья 59. Официальное толкование иных нормативных правовых актов

1. Официальное толкование иных нормативных правовых актов осуществляется исключительно теми правотворческими органами, которыми они принимались.
2. Официальное толкование иных нормативных правовых актов оформляется в форме акта, подлежащего толкованию.
3. Запрос об официальном толковании нормативного правового акта автономного округа излагается в письменной форме с указанием наименования нормативного правового акта, его положений, подлежащих официальному толкованию, а также с обоснованием необходимости официального толкования. Указанный запрос направляется на имя Председателя Думы, Губернатора, руководителя исполнительного органа автономного округа.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 11.06.2010 N 101-оз, от 27.05.2022 N 39-оз)

Статья 60. Неофициальное толкование нормативных правовых актов

Неофициальное толкование - толкование нормативных правовых актов органами, организациями и лицами, не обладающими правом официального толкования.

Глава VII. УЧЕТ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 31.12.2004 N 105-оз)

Статья 61. Учет нормативных правовых актов автономного округа

1. Все нормативные правовые акты, принятые правотворческими органами автономного округа, подлежат систематизированному учету по хронологическому признаку, а в отдельных случаях по решению правотворческого органа - по отраслевому признаку.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)
2. Систематизированный учет включает в себя централизованный сбор и регистрацию нормативных правовых актов автономного округа, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и централизованную информацию об этих актах.

Статья 62. Систематизация нормативных правовых актов автономного округа

Правотворческие органы автономного округа периодически издают собрания и сборники законов и иных нормативных правовых актов, в том числе путем размещения государственного заказа в установленном порядке.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 25.09.2008 N 88-оз)

Статья 63. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
2. Со дня вступления в действие настоящего Закона утрачивают силу:
1) статья 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 19 марта 2001 года N 27-оз "О внесении изменений и дополнений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2001, N 3, ст. 181);
2) Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 2002 года N 25-оз "О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2002, N 4, ст. 364);
3) Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 2 июля 2002 года N 34-оз "О внесении изменения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, 2002, N 6, ст. 710).


Губернатор

автономного округа

А.В.ФИЛИПЕНКО

г. Ханты-Мансийск

25 февраля 2003 года

N 14-оз



25.02.2003  Просмотров: 3179

Возврат к списку