Рассмотрев проект решения Думы города Мегиона «Об обращении депутатов Думы
города Мегиона в Думу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», внесенный депутатами Думы города Мегиона, руководствуясь статьёй 19 устава города Мегиона, Дума города Мегиона
РЕШИЛА:
1. Обратиться в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с предложением о внесении изменений в Закон Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре» согласно приложению к настоящему решению.
2. Направить настоящее решение в Думу Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры.
3. Обратиться к представительным органам муниципальных образований Ханты- Мансийского автономного округа–Югры с предложением поддержать обращение депутатов Думы города Мегиона в Думу Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
4. Настоящее решение вступает в силу после его подписания.
Исполняющий обязанности председателя
Думы города Мегиона В.И.Бойко
г. Мегион
«_28_» _06_2017
Приложение
к решению Думы
города Мегиона
от «28_»_06_2017 № 206_
Председателю Думы
Ханты – Мансийского
автономного округа – Югры
Б.С.Хохрякову
Уважаемый Борис Сергеевич!
Депутаты Думы города Мегиона обращаются к Вам с предложением о внесении изменений в Закон Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в части перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия, являющего основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктами. 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Закон «О ветеранах») ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 184-ФЗ).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ вопросы социальной
поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их
расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7).
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры действует Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.11.2006 № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее – Закон № 115-оз), который устанавливает меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Пункт 4 статьи 1 Закона № 115-оз относит, в том числе к категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки ветеранов труда:
1) лиц, имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) лиц, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверений устанавливаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры либо уполномоченным им исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Граждане, имеющие основание на присвоение звания «Ветеран труда» и обратившиеся в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (уполномоченный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) о присвоении им звания «Ветеран труда» получают отказ в присвоении звания «Ветеран труда», так как те или иные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия в труде Российской Федерации, не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06.06.2005 года № 103-п.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 и 2 статьи 7 Закона «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 постановления от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
По данным судебной практики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры граждане впоследствии обращаются в суд, который признает незаконным отказ в присвоение им звания «Ветеран труда» и возлагает на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанность присвоить обратившемуся гражданину звание «Ветеран труда».