Рассмотрев проект решения Думы города Мегиона «Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион за 2015 год», руководствуясь статьей 19 устава города Мегиона, Положением о Контрольно-счётной палате городского округа город Мегион, утвержденным решением Думы города Мегиона от 27.01.2012 №222, Дума города Мегиона
РЕШИЛА:
1. Утвердить отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион за 2015 год (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу после его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Председатель Думы города Мегиона Е.Н.Коротченко
г. Мегион
«_25_»_03_2016
Приложение
к решению Думы
города Мегиона
от «25_»_03_2016 № 81
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион за 2015 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Мегиона и содержит информацию об основных направлениях, особенностях и результатах деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Мегион (далее - Контрольно-счетная палата) за 2015 год.
1.Общие показатели деятельности Контрольно-счетной палаты в 2015 году
Для обеспечения сбалансированности, комплексности и достаточности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также востребованности их результатов в основу Плана работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год, как и в предыдущие годы, были положены поручения депутатов Думы города Мегиона, главы города Мегиона, мероприятия, запланированные Контрольно-счетной палатой на основе анализа информации и определения приоритетных направлений контроля, а также предложений Прокуратуры и ОМВД России по г. Мегиону.
В 2015 г. продолжена реализация исключительных бюджетных полномочий в области внешнего финансового контроля, которыми наделена Контрольно-счетная палата, без реализации которых невозможно обсуждение и принятие проектов бюджетов и их корректировок, а также утверждение отчетов об их исполнении. Так, в отчетном периоде Контрольно-счетной палатой осуществлялась финансовая экспертиза проектов решений, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств городского бюджета.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства проведены предусмотренные планом проверки годового отчета об исполнении городского бюджета, внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета. В целях реализации статьи 268.1 Бюджетного кодекса РФ Контрольно-счетной палатой обеспечивался контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления отчета об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев, по результатам которого направлялись заключения в Думу города Мегиона и в администрацию города.
Основные показатели, характеризующие работу Контрольно-счетной палаты в период 2013-2015 годов, приведены в следующей таблице:
№ п/п
Наименование показателя
2013
2014
2015
1.
Штатная численность, утверждённая/факт, ед.
8
6/6
2.
Кол-во специалистов, участвующих в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, ед.
7
5
6
Контрольная деятельность
3.
Проведено контрольных мероприятий, ед.
14
16
17
4.
Составлено актов по результатам контрольных мероприятий, ед.
33
30
50
5.
Охвачено контрольными мероприятиями объектов, ед.
20
36
6.
Объём проверенных средств, тыс. руб.
844 767,5
976 672,25
1 432 965,2
6.1.
в т.ч. контрольное мероприятие- проверка ДМС*
-
552 714,40
7.
Выявлено нарушений и недостатков, имеющих стоимостную оценку, тыс. руб.,
60 128,6
52 501,79
103 639,9
7.1.
в т.ч. контрольное мероприятие -проверка ДМС*
85 264,42
8.
Отношение выявленных нарушений и недостатков относительно объема проверенных средств.
7,13%
5,37%
7,23%
9.
Количество направленных представлений, ед.
21
18
10.
Устранено финансовых нарушений, тыс. руб.
52 032,5
48 092,82
12 573,10
11.
Устранено нарушений установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, тыс. руб.
6 338,0
35,0
298,8
12.
Результативность, тыс. руб.:
- объем выявленных нарушений на 1 сотрудника;
- объем устраненных финансовых нарушений на 1 сотрудника;
- показатель объема устранения нарушений в целом
8 589,8
8 338,64
97,0%
10 500,35
9 618,56
91,60%
17 273,31
2 066,31
11,96%
68,4% без
учета контрольного мероприятия проверка ДМС*
13.
Привлечено к дисциплинарной ответственности по результатам контрольных мероприятий, ед.
4
3
0
14.
Привлечено к уголовной ответственности по результатам контрольных мероприятий, ед.
1
15.
Подготовлено актов осмотров в ходе проведения контрольных мероприятий, ед.
24
29
58
Экспертно-аналитическая деятельность
16.
Проведено экспертно-аналитических мероприятий, ед.
213
146
147
17.
Подготовлено предложений
202
71
65
18.
Принято предложений
166
59
19.
Отношение принятых предложений относительно подготовленных
82,1%
83,1%
90,76%
Методическая работа, гласность
20.
Количество утвержденных и используемых методических материалов (стандарты, методические рекомендации), ед.
10
21.
Количество информационных материалов о деятельности КСП размещено в средствах массовой информации, ед.
413
341
304
Подробная информация о деятельности Контрольно-счетной палаты в 2015 году представлена в соответствующих разделах настоящего отчета.
2. Контрольная деятельность
В соответствии с утвержденным планом работы Контрольно-счетной палаты в 2015 году проведено 17 контрольных мероприятий. По результатам контрольных мероприятий подготовлено 50 актов.
В отчетном периоде контрольные мероприятия осуществлялись в администрации города и ее органах, в Думе города, а также в учреждениях и организациях, получающих средства бюджета города, вне зависимости от видов и форм собственности. Контрольные мероприятия проведены на 36 объектах, в том числе:
2 органа местного самоуправления
32 муниципальных учреждения;
1 муниципальное предприятие;
1 акционерное общество.
Общий объем расходных обязательств, утвержденных в бюджете муниципального образования на 2015 год, составил 4 172 870,3 тыс. руб.
Контрольными мероприятиями охвачен объем средств в общей сумме 1 432 965,2 тыс. рублей, в том числе бюджетные средства городского округа Мегион - 813 248,84 тыс. руб., что составляет 34,34% от объема расходных обязательств, утвержденных в бюджете муниципального образования на 2015 год (2013 - 19,22%, 2014 - 23,88%). Данный объем проверенных средств не включает средства, охваченные внешней проверкой отчета об исполнении бюджета за 2014 год, – 3 902 802,5 тыс. рублей. Кроме этого, в рамках аудита в сфере закупок проверено бюджетных средств в сумме 14 738,4 тыс. руб.
Нарушений и недостатков, имеющих стоимостную оценку, выявлено на общую сумму 103 639,9 тыс. руб., что на 51 138,11тыс. руб. или в два раза больше аналогичного показателя 2014 года. При этом объем проверенных средств также выше на 456 292,95 тыс. руб. Отношение выявленных нарушений и недостатков относительно объема проверенных средств составил 7,23%, что больше аналогичного показателя 2014 года на 1,86%.
Необходимо отметить, что наибольший объем проверенных средств в размере 552 714,4 тыс. руб. и выявленных нарушений в размере 85 264,42 тыс. руб. приходится на показатели контрольного мероприятия «Проверка деятельности департамента муниципальной собственности администрации города Мегиона по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе формированию неналоговых доходов местного бюджета в разрезе перечня доходов, взысканию текущей и просроченной задолженности в период 2013-2014 годов» (далее-проверка ДМС*), срок окончания которого 28.12.2015 года. В результате чего, при рассмотрении реализации результатов контрольных мероприятий за 2015 год, устранение выявленных нарушений по результатам данной проверки будет осуществлено в 2016 году.
Из выявленных нарушений и недостатков подлежали восстановлению в бюджет города 302,5 тыс. руб., из них нецелевое использование средств бюджета составило – 142,8 тыс. руб. Выявлено неэффективного использования средств бюджета на сумму – 1 656,8 тыс. руб., муниципального имущества (вместе с суммой выявленной недостачи) – 295,8 тыс. руб. Прочие нарушения составили – 97 816,72 тыс. руб., из них нарушения по учету бюджетных средств и муниципального имущества на сумму 423,8 тыс. руб. Расходов с нарушением законодательства выявлено на сумму 2 028,6 тыс. руб. Потери бюджета в результате действий (бездействий) ответственных лиц составили 1 699,2 тыс. руб.
По результатам проведенных в 2015 году контрольных мероприятий руководителям проверенных учреждений и организаций направлено 14 представлений, 12 из которых снято с контроля (приложение №1). В направленных представлениях внесено 66 предложений, содержащих конкретные меры по устранению имеющихся нарушений.
В основном по всем из них получены ответы, которые содержали информацию о выполнении предложений Контрольно-счетной палаты либо о том, что работа по ним ведется, но не завершена из-за необходимости длительного времени для их выполнения.
Кроме этого, по результатам контрольной деятельности прошлых лет, совместно с Думой города Мегион урегулирован вопрос о размерах ставки платы за наем жилых помещений, предоставляемых по договорам социального, коммерческого и специализированного найма на территории округа городского округа город Мегион. В результате чего, постановлением администрации города Мегион от 16.04.2015 № 982 утверждено положение о порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в муниципальном жилом фонде городского округа город Мегион.
По предложениям Контрольно-счетной палаты устранено финансовых нарушений в сумме 12 570,10 тыс. руб., в том числе возмещено средств в бюджет 164,92 тыс. руб., что составило 68,42 % устранения выявленных нарушений без учета проверки ДМС*. На контроле осталась сумма в размере 91 066,82 тыс. руб.
По итогам проведения контрольных мероприятий в 2015 году к дисциплинарной ответственности работники учреждений не привлекались.
В ходе проведения контрольных мероприятий специалистами Контрольно-счетной палаты проведено обследование объектов муниципальной собственности, земельных участков, по результатам которых составлено 58 актов обследования (визуального осмотра) (приложение №2).
По результатам проведения контрольных мероприятий в правоохранительные органы и прокуратуру города Мегион направлено 65 материалов. Из них, для принятия мер реагирования по выявленным нарушениям и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, материалы по 15 проверкам направлены в прокуратуру города Мегион. По результатам рассмотрения, прокуратурой города Мегион главе города внесено 10 представлений об устранении выявленных нарушений федерального законодательства и недопущению подобных нарушений впредь (приложение №3). По запросу ОМВД по городу Мегиону направлено 50 актов проверок. В соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации возбуждено дело по результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка использования субсидий муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучение отдельных предметов». В отношения ответственного работника применены меры наказания.
3.Результаты экспертно-аналитической деятельности
Одним из направлений работы Контрольно-счетной палаты является экспертно-аналитическая деятельность, на основании которой реализуется функция предварительного, текущего и последующего контроля. В условиях реализации программно-целевого принципа исполнения бюджета города Мегиона укрепление экспертно-аналитического направления деятельности и сосредоточение усилий на работе по профилактике нарушений бюджетного процесса – одно из приоритетных направлений деятельности Контрольно-счетной палаты в 2015 году.
Бюджет города
Предварительный
контроль - в ходе
формирования
проекта бюджета
на 2016 год
Текущий контроль – в ходе исполнения бюджета в 2015 году
Последующий контроль – по результатам исполнения бюджета за 2014 год
В рамках предварительного контроля за формированием бюджета городского округа город Мегион на 2016 год Контрольно-счетной палатой в четвертом квартале 2015 года проведена экспертиза проекта решения Думы города Мегиона «О бюджете городского округа город Мегион на 2016 год», которой установлено соответствие требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Положению об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в городском округе город Мегион, утвержденного решением Думы города Мегиона от 30.11.2012 № 306 (с изменениями).
В заключении Контрольно-счетной палаты на указанный проект решения было предложено обеспечить взаимосвязь прогнозных показателей по доходам от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов в части реализации основных средств по указанному имуществу согласно плану приватизации и решения о бюджете. Обращено внимание на отсутствие взаимосвязи показателей прогноза социально-экономического развития с показателями муниципальных целевых программ. Отмечено, что в городском округе город Мегион отсутствует единая методологическая база прогнозирования доходов, подлежащих зачислению в бюджет и, в целях более точного прогноза доходов бюджета, рекомендовано разработать муниципальный правовой акт, устанавливающий методику прогнозирования неналоговых доходов. Указано на то, что при планировании 97,7 % расходов бюджета на программные мероприятия, при формировании муниципальных программ особое внимание следует уделить целевым показателям.
Как результат, в декабре 2015 года постановлением администрации города утверждена Методика прогнозирования неналоговых доходов бюджета городского округа город Мегион. Остальные предложения находятся в стадии проработки.
В рамках текущего контроля исполнения бюджета в отчетном году Контрольно-счетной палатой было подготовлено 5 экспертных заключений на проекты решений Думы города Мегиона о внесении изменений в решение Думы города Мегион «О бюджете городского округа город Мегион на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов». Администрацией города учтены рекомендации Контрольно-счетной палаты по исключению расходных обязательств, противоречащих соблюдению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления социальных гарантий работникам муниципальных образовательных учреждений.
В рамках последующего контроля в 2015 году проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета городского округа город Мегион и отчета об исполнении бюджета городского округа город Мегион за 2014 год, в результате чего подготовлено заключение имеющее отражение следующих вопросов:
- о принятии мер по своевременному и эффективному использованию бюджетных средств по муниципальным программам;
- об усилении контроля по проводимым мероприятиям снижения задолженности по арендной плате за земельные участки;
- при разработке проектов муниципальных программ (внесении изменений в существующие) цели и ожидаемые результаты формулировать с четкими критериями и индикаторами оценки их достижения;
- урегулирование вопросов незавершенного строительства.
По итогам проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета за 2014 год Контрольно-счетной палатой установлено, что бюджетная отчетность представлена в полном объеме, достоверна во всех существенных отношениях и сформирована в соответствии с установленными правилами составления отчетности. Выявленные отдельные недочеты на достоверность бюджетной отчетности не повлияли.
Всего в 2015 году проведено 147 экспертно-аналитических мероприятий, количество которых осталось на уровне 2014 года.
Вынесено заключений по результатам экспертно - аналитических мероприятий, всего к-во
Рассмотрение вопросов при проведении ЭАМ, наличие замечаний, устранение замечаний (к-во)
Примечание
бюджетный процесс и налогообложение
управление и использование муниципального имущества
внесение изменений в муниципальные программы 2015
регулирование оплаты труда и виды поощрений
установление порядка, гарантии и прочие
подготовлено замечаний
устранено замечаний
на рассмотрении
в т.ч, вынесено заключений по решениям Думы
23
82
31
При подготовке заключений большое внимание уделялось взаимодействию с разработчиками проектов решений правовых актов и проектов муниципальных целевых программ. Возникающие в процессе работы над заключениями вопросы, замечания и предложения прорабатывались сотрудниками Контрольно-счетной палаты совместно с разработчиками в рабочем порядке, а также в рамках проведения совместных совещаний в случаях «проблемных» проектов решений. Таким образом, представленные в Контрольно-счетную палату материалы проектов решений Думы города и проектов муниципальных целевых программ дорабатывались разработчиками на стадии подготовки заключения Контрольно-счетной палатой с учетом уже рассмотренных устных предложений и замечаний. Большая часть указанных предложений была направлена на предоставление разработчиками проектов необходимой дополнительной информации (в том числе экономических расчетов), обоснований и пояснений по предоставленным данным.
В отчетном периоде наибольший удельный вес экспертиз - 82 экспертизы, приходится на нормативно правовые акты органов местного самоуправления по внесению изменений в муниципальные программы, а также 23 экспертизы относящиеся (приходятся) к бюджетному процессу и налогообложению. Всего в заключениях по результатам экспертно-аналитических мероприятий отражено 65 замечаний, которые затрагивают, в том числе следующие вопросы:
- утверждение Положений об оплате труда и выплатах социального характера работникам муниципальных учреждений;
- управление и использование муниципального имущества;
- установление порядка, гарантии и прочие;
- наличие рисков удорожания и дополнительных расходов при переносе сроков исполнения программных мероприятий по повышению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на более поздние отчетные периоды;
- нарушение положений, установленных муниципальным правовым актом «О муниципальных программах городского округа город Мегион»;
- внесение изменений в муниципальные программы без вынесения решения Думы города Мегион об одобрении или об отказе в одобрении;
- пересмотр, изменение, расширение целевых показателей, позволяющих произвести оценку результата реализации муниципальных программ;
- внесение изменений в условия и механизм предоставления субсидии.
Учтено и принято к сведению 59 замечаний и предложений или 90,76% (2014 год - 83,10%) от общего количества, на рассмотрении 6.
4. Совершенствование мер по профилактике и предупреждению финансовых нарушений, противодействию коррупции
В процессе контрольной и экспертно-аналитической деятельности сотрудниками Контрольно-счетной палаты проводится оценка и анализ выявленных нарушений.
Одним из направлений своей деятельности в 2015 году являлась профилактика и предупреждение нарушений законодательства при расходовании бюджетных средств.
Для достижения данной цели в течение 2015 года Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий проводились следующие действия: анализ выявленных в их ходе нарушений, их обобщение и выявление среди данных нарушений неоднократных, связанных с недостатками действующего законодательства, неверным применением либо толкованием законодательства, с субъективными факторами, обнаруженных причин и условий, способствующих их совершению.
В результате чего, помимо предложений, подготовленных по результатам проведения контрольных, экспертно – аналитических мероприятий и имеющих отражение в направленных в адрес руководителей проверяемых объектов представлениях, Контрольно-счетной палатой дополнительно в адрес главы города Мегиона и муниципальных учреждений направлено 6 писем обзорного характера с предложениями:
- о рассмотрении вопроса в части назначения ответственных органов администрации, учреждений, предприятий за создание системы резервов (запасов) материальных ресурсов городского округа город Мегион для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера и в целях гражданской обороны;
- о рассмотрении вопроса по заключению муниципальных контрактов с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения на территории городского округа город Мегион;
- о регламенте взаимодействия муниципальных учреждений и МКУ «Капитальное строительство», с целью своевременного определения потребности в проведении ремонтных работ, их стоимости, дальнейшего использования информации при планировании бюджетных ассигнований, направленных на проведение ремонтных работ в муниципальных учреждениях города;
- о своевременном внесении изменений в муниципальные программы и результатах мониторинга муниципальных программ на предмет соответствия действующему законодательству.
Кроме этого, по результатам предложений Контрольно-счетной палаты, администрацией города рассмотрен вопрос о перечне муниципальных услуг городского округа город Мегион.
Деятельность Контрольно-счетной палаты в противодействии коррупции направлена на последовательное и методичное достижение максимальной открытости, прозрачности и достоверности всех операций, в которых задействованы бюджетные средства либо муниципальная собственность.
5. Методическая работа, обучение, участие в Совете
В целях методического обеспечения деятельности в 2015 году продолжено совершенствование системы стандартов Контрольно-счетной палаты, разрабатывались единые подходы к проведению проверки доходности муниципальной собственности, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, проверки формирования, финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг.
За период 2015 года были разработаны и утверждены Контрольно-счетной палатой следующие методические рекомендации:
1. по оценке доходности муниципальной собственности, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
2. по проведению проверки формирования, финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг.
Контрольно-счетной палатой продолжена деятельность по обучению персонала и повышению его квалификации. За отчетный период в г. Новосибирск один сотрудник прошел обучение по программе повышения квалификации «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
Контрольно-счетная палата является членом Совета органов внешнего финансового контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также с 2014 года членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов (Союз МКСО). Это позволяет обеспечить выполнение поставленных перед ней задач, путем применения поступающих материалов в части:
единообразия методологических подходов к контрольной и экспертно-аналитической деятельности; оказания организационной, правовой, информационной, методической и иной помощи; оказание содействия в повышении профессионального уровня в сфере внешнего финансового контроля; получение обобщенного и распространенного передового опыта осуществления внешнего финансового контроля; возможность обсуждения основных аспектов взаимодействия контрольно-счетных органов и органов прокуратуры; рассмотрение актуальных вопросов муниципального финансового контроля на местном уровне, типичных выявляемых нарушений и т.д.
6.Гласность в работе
В отчетном году было уделено внимание вопросу обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты.
В целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности Контрольно-счетная палата размещает в сети Интернет на официальном сайте http://spmegion.ru/ и печатном издании «Мегионские новости» информацию по всем основным направлениям. Всего в отчетном периоде опубликовано 304 информации, отражающие деятельность Контрольно-счетной палаты. Кроме информации о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, на официальном сайте размещена информация и документы, характеризующие деятельность КСП: план работы, отчёт о деятельности, регламент, стандарты, методические рекомендации, информация об антикоррупционной деятельности и другое. Наблюдается заинтересованность в деятельности Контрольно-счетной палаты, так в 2015 году просмотров сайта - 2582, визитов - 1724.
Основной задачей Контрольно-счетной палаты на 2016 год остается исключение любых потерь бюджетных средств, проведение аудита бюджетного финансирования для профилактики и исправления финансовых и нормативных нарушений.