Рассмотрев отчёт о деятельности Счётной палаты Думы города Мегиона за 2011 год, руководствуясь статьёй 19 устава города Мегиона, Дума города Мегиона
РЕШИЛА:
1. Утвердить отчёт о деятельности Счётной палаты Думы города Мегиона за 2011 год согласно приложению.
Председатель Думы города Мегиона В.И.Бойко
г.Мегион
24.02.2012
Приложение
к решению Думы
города Мегиона
от 24.02.2012 №231
Отчет о деятельности Счетной палаты Думы города Мегиона
за 2011 год
Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Думы города Мегиона в 2011 году, результатах контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий подготовлен в соответствии с требованием статьи 27 Положения о Счетной палате Думы города Мегиона, утвержденного решением Думы города Мегиона от 24.04.2008 № 448.
1. Основные направления деятельности
Счетной палаты Думы города Мегиона в 2011 году
В 2011 году Счетная палата Думы города Мегиона (далее – Счетная палата) строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе город Мегион, уставом города Мегиона, Положением о Счетной палате Думы города Мегиона, а так же на основе плана работы на 2011 год, утвержденного решением Думы города Мегиона от 27.12.2010 №112. Работа Счетной палаты строилась на основе принципов законности, объективности, независимости, гласности и последовательной реализации всех форм финансового контроля: предварительного, оперативного (текущего) и последующего.
Приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты является осуществление комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, сосредоточенных на проверке формирования доходов бюджета, законности, обоснованности, эффективности и результативности расходования средств бюджета и использования муниципального имущества, контроле за использованием средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, а так же целевых программ.
2. Основные показатели деятельности Счетной палаты
Деятельность Счетной палаты в 2011 году характеризовалась увеличением основных показателей контрольной деятельности и некоторым снижением показателей экспертно-аналитической деятельности по сравнению с предыдущими периодами.
Всего в отчетном году проведено 88 мероприятий, в том числе 54 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий - 34.
Основные показатели, характеризующие деятельность Счетной палаты за 2011 год в сравнении с данными 2009-2010 годы, приведены в следующей таблице:
Показатели
2009 г.
2010 г.
2011 г.
I. Экспертно-аналитическая деятельность
Проведено экспертно-аналитических мероприятий
52
49
34
II. Контрольно-ревизионная деятельность
Проведено контрольных мероприятий
44
36
54
Объем финансовых нарушений всего (тыс. руб.)
94488,3
4282,1
38 936,4
в том числе:
-нецелевое использование бюджетных средств
5 239,7
106,8
100,0
-нарушения и недостатки при осуществлении муниципальных закупок
75 470,6
1765,8
26 176,0
-неправомерных выплат, а также неправомерно не начисленной заработной платы
1136,8
879,7
0,0
-нарушения в сфере бюджетного учета
691,4
121,0
3,6
-неэффективное и необоснованное использование бюджетных средств и муниципального имущества
11 320,6
1402,5
12 646,0
-потери бюджета
629,2
6,3
10,8
Направлено представлений для принятия мер по устранению нарушений
9
8
Анализ структуры выявленных нарушений и недостатков показывает, что общий объем выявленных нарушений в 2011 году увеличился в сравнении с 2010 годом и составил 38 936,4 тыс. руб., в денежном выражении преобладают нарушения и недостатки при осуществлении муниципальных закупок.
3. Контрольная деятельность
План работы по контрольным мероприятиям в 2011 году выполнен на 100 %. Всего за отчетный период проведено 54 контрольных мероприятий, в том числе плановых проверок 52, по поручению депутатов Думы города Мегиона, в соответствии с решением совместного заседания депутатских комиссий - 1, по обращению прокуратуры города Мегиона, совместно со специалистами администрации города Мегиона – 1. Проверками охвачено 35 объектов.
Планом работы на 2011 год были предусмотрены:
1. Проверка соблюдения законодательства в сфере закупок, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд за период 2010 года. Основным предметом проверки являлась деятельность департамента муниципального заказа администрации города Мегиона - органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков, встречные проверки проведены в МЛПУ «Городская больница», МЛПУ «Городская больница № 2», МУ «Капитальное строительство» на предмет исполнения муниципальных контрактов.
По результатам проведенного контрольного мероприятия в департаменте муниципального заказа администрации города Мегиона выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федерального закона №94-ФЗ) на общую сумму 15 878,0 тыс. руб., недостатки при организации запроса котировок и проведения аукционов. Счетной палатой вынесено представление об устранении выявленных нарушений, департаментом муниципального заказа администрации города Мегиона, в целях недопущения подобных нарушений, дополнительно организовано изучение сотрудниками департамента нормативно-правовых документов, определяющих и регулирующих деятельность департамента муниципального заказа администрации города Мегиона.
В результате встречной проверки в МЛПУ «Городская больница» выявлено отсутствие контроля со стороны должностных лиц учреждения в части исполнения обязательств со стороны поставщиков на общую сумму 5 191,3 тыс. руб., в том числе по средствам местного бюджета 3 887,7 тыс. руб., расчет неустойки (штрафа, пени) не производился. По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой Думы города Мегиона вынесено представление об устранении выявленных нарушений, МЛПУ «Городская больница» отчиталась о назначении ответственных лиц за исполнения договоров и о применении дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В результате контрольного мероприятия, проведенного в МУ «Капитальное строительство» выявлено, что в нарушение Федерального закона №94-ФЗ, а также условий муниципального контракта, МУ «Капитальное строительство» не производило расчет неустойки (штрафа, пени), за неисполнение сроков поставки товаров, услуг, работ, предусмотренных контрактом. Сумма неустойки составляет 254,9 тыс. руб. Кроме того, заказчиком МУ «Капитальное строительство» допускались случаи не соблюдения сроков оплаты товара, работ, услуг, что могло привести к потерям бюджета. По результатам контрольного мероприятия, проведенного в МУ «Капитальное строительство», Счетной палатой вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Учреждение назначило ответственных лиц за исполнением условий договоров, ведется претензионная работа, подрядчиками добровольно погашена неустойка в размере 13,6 тыс. руб.
2. Проверка эффективности и целевого использования муниципального имущества детскими дошкольными образовательными учреждениями (выборочно). В рамках этой проверки проведена инвентаризация основных средств МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка», МДОУ "Детский сад комбинированного вида №5 "Крепыш".
В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка» выявлено неэффективное использование муниципального имущества балансовой стоимостью 680,8 тыс. руб. Счетной палатой вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которое исполнено учреждением в полном объеме: неиспользуемое имущество на сумму 508,4 тыс. руб. изъято из оперативного управления МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка» и закреплено на праве оперативного управления за МБЛПУ «ДГБ «Жемчужинка», часть имущества на сумму 78,9 тыс.руб. списана, остальное имущество используется по назначению.
3. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на строительство школы № 9. Получателем средств – объектом проверки являлось МУ «Капитальное строительство». В нарушение Федерального закона №94-ФЗ, в договора на общую сумму 1 213,0 тыс. руб. не включены обязательные условия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного договором, а также в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, не начислялась неустойка (штраф, пени). Сумма неустойки составила 1,4 тыс. руб. В нарушение статей 38, 289 Бюджетного кодекса РФ, на основании постановления о правонарушениях государственного строительного надзора ХМАО-Югры от 04.05.2007 №6/05, из средств бюджета ХМАО-Югры оплачен административный штраф в размере 100,0 тыс.руб. Средства в размере 100,0 тыс.руб. использованы на цели, не предусмотренные сметой расходов, что является нецелевым использованием бюджетных средств.
Счетной палатой вынесено представление об устранении выявленных нарушений с предложением департаменту финансов администрации города Мегиона, по факту допущения МУ «Капитальное строительство» нецелевого использования средств, принять меры принуждения, предусмотренные статьей 284.1 Бюджетного Кодекса РФ. Департамент финансов администрации города Мегиона, в свою очередь, вынес руководителю МУ «Капитальное строительство» предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Иные меры принуждения применены не были в виду того, что нарушения совершены иными должностными лицами МУ «Капитальное строительство», а также недостаточностью бюджетных ассигнований, выделенных МУ «Капитальное строительство» в текущем финансовом году.
4. Проверка реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда по программе «Содействие занятости населения на 2008-2010 годы» в 2010 году. Проверено 10 муниципальных учреждений - получателей средств по программе, общая сумма расходов по программе составила 2 860,2 тыс. руб. Нарушений норм законодательства не выявлено.
5. Проверка эффективности и целевого использования средств, выделенных департаменту муниципальной собственности администрации города Мегиона на приобретение жилья в 2010 году. Нарушений не выявлено.
6. Проверка эффективности организации деятельности и анализ расходных обязательств муниципальных учреждений физической культуры и спорта города Мегиона за период 2010 и текущего периода 2011 годов. Проверены управление физической культуры и спорта администрации города Мегиона и 5 подведомственных ему учреждений. Проведен анализ исполнения смет расходов учреждений, в том числе более детально расходов на оплату труда работников, а также исполнение ведомственной целевой программы «Физкультура и спорт в городском округе город Мегион на 2011-2013 годы».
При осуществлении контрольного мероприятия выявлены некоторые нарушения и замечания:
- в нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 года №40 (с изменениями и дополнениями), в подведомственных учреждениях физкультуры и спорта изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег не оборудовано, сохранность денег не обеспечена;
- в уставе муниципального учреждения «Центр спортивной подготовки «Спорт-Альтаир» не предусмотрено оказание платных услуг населению;
- МОУ ДОД «ДЮСШ №1» не заключен договор сотрудничества с муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №9» на предоставление на безвозмездной основе бассейна, учебно-тренировочные занятия проводятся;
- поставщик универсального мобильного спортивного покрытия ООО «Тендер-Ямал», победивший в запросе котировок №734 от 06.12.2010 расторгнул договор с МУ ЦСП «Спорт-Альтаир» по причине отсутствия товара. На момент проведения запроса котировок ООО «Тендер-Ямал» внесен в реестр недобросовестных поставщиков федеральной антимонопольной службы.
По итогам контрольного мероприятия, управлением физической культуры и спорта администрации города Мегиона устранены все замечания Счетной палаты.
7. Проверка эффективности и целевого использования средств, выделенных на реализацию программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» за период 2010 и текущего периода 2011 годов. Контрольные мероприятия проведены в муниципальном казенном учреждении «Капитальное строительство» и администрации города Мегиона - получателях средств бюджета на реализацию данной программы.
В 2010 году выявлены нарушения сроков окончания работ подрядчиками, штрафные санкции к подрядчикам не предъявлялись. Со стороны МКУ «Капитальное строительство» также были нарушены договорные обязательства в части оплаты, т.к. договора заключались в период 2007-2009 гг. на средства, не подтвержденные лимитами бюджетных обязательств.
8. Проверка администрации города Мегиона в части эффективности и целевого использования средств, выделенных на реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности и энергобезопасности» за 2010 и текущий период 2011 года.
В 2010 году средства местного бюджета в сумме 2 375,0 тыс.руб. администрацией города Мегиона, как исполнителем, не освоены. В 2011 году подрядчиком нарушен срок выполнения работ на разработку долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Мегион на 2011-2020 годы» на сумму 1 070,0 тыс.руб.
9. Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию программы организации летнего отдыха, оздоровления и трудозанятости детей, подростков и молодежи городского округа город Мегион на 2011 год. Объектами проверки являлись 21 учреждение, получателей средств по программе. По итогам проведения контрольных мероприятий установлены некоторые нарушения и замечания: в части количества детей, охваченных отдыхом, отражения в программе и бюджете города объема родительской платы, в части предоставления льгот и собираемости родительской платы за посещение детьми пришкольных лагерей. В заключении по результатам проведенной проверки, Счетная палата внесла ряд предложений для более эффективной организации летнего отдыха детей в 2012 году. Возмещена в бюджет города Мегиона недополученная родительская плата в сумме 6,3 тыс.руб., возвращена излишне полученная родительская плата в сумме 1,3 тыс.руб.
10. Проверка эффективности и целевого использования средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2010 году и текущем периоде 2011 года. Объектом проверки являлась администрация города Мегиона, встречные проверки проведены в ООО «Управляющая компания «ЮЦВНТ», ТСЖ «Приобье», ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Геолог». Адресная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2011 годы предусматривала проведение капитального ремонта 60 многоквартирных домов на сумму финансирования 157 685,1 тыс. руб.
В результате контрольного мероприятия Счетной палатой выявлено, что со стороны администрации города Мегиона нарушены порядок и сроки предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Выявлены многочисленные нарушения при встречной проверке ООО «УК «ЮЦВНТ»:
- в нарушение ст. 55.8 гл.6.1 Градостроительного кодекса РФ, ООО «ЮЦВНТ»,принявшее участие в конкурсном отборе и признанное победителем на момент проведения конкурса, не имело свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- в нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ООО «ЮЦВНТ» выступает и организатором и участником конкурсного отбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
- в нарушение условий договоров на капитальный ремонт, ООО «ЮЦВНТ» производило расчеты с подрядными организациями не в полном объеме, за минусом стоимости договоров на подготовку проектно-сметной документации и осуществление технического надзора.
- за выполнение проектно-сметных работ ООО «ЮЦВНТ» неправомерно получены средства в размере 915,3 тыс. руб. в виде прибыли.
- за осуществление технического надзора ООО «ЮЦВНТ» неправомерно получены средства в сумме 1 310,9 тыс. руб.
- в нарушение п.11 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также условий договоров на капитальный ремонт объекта, ООО «ЮЦВНТ» перечислило предоплату подрядным организациям в сумме, превышающей 30% от общей суммы договора на 2 960,0 тыс. руб.
Кроме того, в нарушение условий договоров, заключенных товариществами собственников жилья «Приобье», «Наш дом», «Геолог» на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, подрядчиками нарушены сроки исполнения обязательств, штрафные санкции не применялись.
По итогам проведенного контрольного мероприятия, Счетной палатой вынесено администрации города Мегиона представление об устранении выявленных нарушений, с предложением принять комплекс мер в отношении ООО «УК «ЮЦВНТ».
Материалы контрольного мероприятия направлены в прокуратуру города Мегиона для принятия мер прокурорского реагирования.
11. Проверка в администрации города Мегиона в части эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных для подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства городского округа город Мегион к эксплуатации в осенне-зимний период 2011-2012 годов за период 2011 года.
В нарушение условий контракта на выполнение работ по ремонту сетей тепло-, водоснабжения, подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, размер неустойки (штрафа, пени) составлял 72,0 тыс. руб. Администрацией города Мегиона проведена претензионная работа, подрядчик оплатил неустойку в полном объеме.
Внеплановые контрольные мероприятия проведены:
1. В муниципальном учреждении «Информационное агентство «Мегионские новости», в соответствии с решением совместного заседания постоянных депутатских комиссий от 18.05.2011 №161, в части использования муниципального имущества, утвержденных ассигнований и расходов на содержание. В ходе проведения проверки установлено, что учреждение заключает договора со средствами массовой информации на услуги по изготовлению и размещению информационных материалов о деятельности администрации города Мегиона на телевидении, радио, в печатных изданиях в нарушение устава учреждения. В нарушение п.3 ст. 42 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями), МУ «ИА «Мегионские новости» заключало договора и муниципальные контракты на оказание одноименных услуг в области телевидения на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала. За 5 месяцев 2011 года заключено договоров на эти услуги на общую сумму 1 396,0 тыс.руб. При инвентаризации основных средств выявлено неэффективное использование муниципального имущества балансовой стоимостью 7 931,5 тыс. руб.
Счетной палатой вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которое учреждением исполнено в полном объеме: приказом директора назначено ответственное лицо за соблюдением договорных отношений, функции по информационному обеспечению администрации города Мегиона переданы управлению по информационной политике и информационной безопасности администрации города Мегиона, неиспользуемое муниципальное имущество учреждение передало в муниципальную казну города Мегиона.
2. По обращению прокуратуры города Мегиона в Думу города Мегиона и администрацию города Мегиона о проведении проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры, постановлением администрации города Мегиона от 20.06.2011 №1294 «О проведении проверки» поручено специалистам администрации города Мегиона, совместно со Счетной палатой провести проверку в ООО «УК «ЮЦВНТ» в части целевого использования бюджетных средств, направленных в 2010 году на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома по адресу пгт. Высокий ул.Пионерская д.9.
Выявлены многочисленные нарушения со стороны ООО «УК «ЮЦВНТ», они отражены выше в информации о проверке эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2010 году и текущем периоде 2011 года, где проверены сплошным методом все средства по всем остальным объектам капитального ремонта. Справка о результатах совместной проверки и все материалы направлены в прокуратуру города Мегиона.
4. Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном периоде экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты осуществлялась по всем направлениям деятельности, в соответствии с планом работы.
Всего было проведено 34 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе по проектам решений Думы города Мегиона – 26.
Экспертно - аналитические мероприятия направлены на обеспечение единой системы контроля за формированием и исполнением бюджета города. Данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный цикл контроля за исполнением бюджета, реализуемого на трех последовательных стадиях – стадии предварительного контроля проекта бюджета на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджета текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненного бюджета за отчетный финансовый год.
В ходе предварительного контроля в отчетном периоде проведена экспертиза 6 проектов решений Думы города Мегиона, в том числе: «О бюджете города Мегиона на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», «О социальной гарантии работникам образовательных учреждений», «О внесении изменений в Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих на территории муниципального образования город Мегион и работающих в организациях, финансируемых из средств местного бюджета», утверждение Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также внесение изменений в решение о земельном налоге.
В рамках оперативного (текущего) контроля за исполнением бюджета города Мегиона подготовлены заключения на отчет об исполнении бюджета города за I квартал, 1 полугодие, девять месяцев 2011 года, проведена экспертиза 10 проектов решений Думы «О внесении изменений в решение Думы города Мегиона от 07.12.2010 № 100 «О бюджете городского округа город Мегион на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». В целом вносимые изменения являлись обоснованными и не противоречили бюджетному законодательству, замечания устранялись в процессе экспертизы.
В рамках последующего контроля проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета городского округа город Мегион за 2010 год, рекомендован к рассмотрению депутатам Думы города Мегиона. Также подготовлены заключения на 7 проектов решений Думы города Мегиона.
Всего экспертными заключениями внесено 52 предложения, из них 28 учтены.
5. Результаты
План работы Счётной палаты на 2011 год выполнен в полном объёме, проведено 54 контрольных и 34 экспертно-аналитических мероприятия.
Объем средств, охваченных контрольными мероприятиями в 2011 году составил 2 040 573,3 тыс.руб., количество проверенных объектов – 35. Общий объем выявленных нарушений в денежном эквиваленте составил 38 936,4 тыс. руб., устранено финансовых нарушений всего на сумму 8 639,6 тыс. руб. Всего направлено 8 представлений об устранении выявленных нарушений, количество предложений по направленным представлениям составляет 25, из них 23 реализовано. В большинстве случаев замечания, указанные в представлении устранены, либо находятся в стадии устранения, 4 человека привлечены к дисциплинарной ответственности.
В связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Счетной палатой совместно с Думой города Мегиона проведена работа по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с новыми требованиями, регулирующими деятельность контрольно-счетного органа городского округа город Мегион. Внесены необходимые изменения в устав города Мегиона, утверждено Положение о Контрольно-счетной палате городского округа город Мегион.
Сотрудники Счетной палаты включены в состав многих рабочих групп и комиссий, работа в которых позволяет более эффективно осуществлять контроль, в том числе и на предварительном этапе:
-рабочая группа по контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов на территории город Мегион,
-комиссия по рассмотрению предложений о признании задолженности по возврату средств в бюджет городского округа город Мегион безнадежной к взысканию,
-межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в городе Мегионе,
- организационный комитет о проведении публичных слушаний в городском округе город Мегион.
Счетная палата осуществляет активное взаимодействие с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой города Мегиона. Ежеквартально копии актов проверок направляются в ОМВД РФ по г.Мегиону.
За 2011 год Счетной палатой получено 68 обращений и запросов, в том числе от ОМВД РФ по г.Мегиону и прокуратуры города Мегиона– 7, от Счетной палаты ХМАО-Югры – 10. Направлено 120 писем с информацией и ответами на запросы.
Информация о результатах проверок направлялась в Думу города Мегиона, главе города Мегиона, а так же заслушивалась на заседаниях постоянных депутатских комиссий.