Руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 12 устава города Мегииона, рассмотрев результаты опроса граждан, Дума города Мегиона
РЕШИЛА:
утвердить Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории городского округа город Мегион (прилагается).
Глава города Мегиона А.А. Кузьмин
Приложение
к решению Думы города Мегиона
от 27.02.2007 г. №282
Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории городского округа город Мегион
Настоящий Порядок в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставом города Мегиона, принятым решением Думы города от 28 июня 2005 года № 30, устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления в городском округе город Мегион, как одной из правовых форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Статья 1. Основные положения
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются решением Думы города Мегиона (далее – Дума) по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в городском округе непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
4. В настоящем Порядке словосочетания «городской округ город Мегион», «городской округ», «город Мегион», «город» равнозначны.
Статья 2. Правовое регулирование организации и осуществления территориального общественного самоуправления
1. Правовое регулирование организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории городского округа город Мегион в соответствии с настоящим Порядком включает в себя:
1) порядок установления и изменения границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;
2) порядок создания территориального общественного самоуправления;
3) порядок осуществления территориального общественного самоуправления, в том числе условия и порядок выделения территориальному общественному самоуправлению средств из местного бюджета.
2.Органы местного самоуправления городского округа осуществляют взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением в соответствии с действующим законодательством и уставом города Мегиона.
Статья 3. Право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления
1. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории городского округа и достигшие шестнадцатилетнего возраста.
2. Любой гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением, избирать и быть избранным в органы управления территориального общественного самоуправления, обращаться в органы территориального общественного самоуправления.
Статья 4. Принципы организации и осуществления территориального общественного самоуправления
Организация и осуществление территориального общественного самоуправления основываются на следующих принципах:
1) законность;
2) добровольность;
3) инициативность;
4) ответственность;
5) гласность и учет общественного мнения;
6) выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам;
7) участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
8) свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, уставом города и настоящим Порядком;
9) сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, с интересами граждан всего города.
Статья 5. Задачи и функции территориального общественного самоуправления
1. Основными задачами территориального общественного самоуправления являются обеспечение интересов населения, проживающего на соответствующей территории, по вопросам, отнесенным к ведению территориального общественного самоуправления и обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан.
2. Для реализации задач, возложенных на территориальное общественное самоуправление, оно осуществляет следующие функции:
1) изучение социально-экономических потребностей населения, проживающего на соответствующей территории, подготовка и разработка предложений по их обеспечению;
2) осуществление общественного контроля за эксплуатацией и ремонтом жилищного фонда и благоустройством территорий, за торговым и бытовым обслуживанием населения, участие в организации и проведении работ по благоустройству территорий;
3) оказание помощи в создании жилищных товариществ (кондоминиумов) по эксплуатации жилищного фонда;
4) оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка;
5) участие в оказании социальной помощи малоимущим гражданам;
6) участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;
7) организация участия населения в решении вопросов местного значения на соответствующей территории;
8) участие в разработке предложений по развитию соответствующей территории;
9) участие в организации работы с детьми, подростками, неблагополучными семьями.
Статья 6. Исключительные полномочия собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление
1. К исключительным полномочиям собрания (конференции) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Статья 7. Компетенция Думы города Мегиона и администрации города Мегиона в сфере организации и осуществления территориального общественного самоуправления
1. Дума города в пределах своей компетенции:
1) устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
2) рассматривает обращения, принятые на собраниях (конференциях) граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления и направленные в ее адрес;
3) рассматривает проекты муниципальных правовых актов, внесенных на рассмотрение в Думу города Мегиона органами территориального общественного самоуправления;
4) осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами, Уставом (Основным законом) и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уставом города Мегиона в сфере организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
2. Администрация города Мегиона (далее - администрация) в пределах своей компетенции:
1) разрабатывает и представляет на утверждение Думы города Порядок организации и осуществлении территориального общественного самоуправления на территории городского округа;
2) оказывает необходимое содействие населению города в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
3) рассматривает обращения, принятые на собраниях (конференциях) граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления и направленные в ее адрес;
4) вправе передавать территориальному общественному самоуправлению, являющемуся юридическим лицом, средства местного бюджета на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Порядком и действующим законодательством;
5) рассматривает проекты муниципальных правовых актов, внесенных на рассмотрение в администрацию города Мегиона органами территориального общественного самоуправления;
6) осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами, Уставом (Основным законом) и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уставом города Мегиона в сфере организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
Статья 8. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление
1. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются решением Думы города Мегиона по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются и изменяются в порядке, предусмотренном настоящим Порядком и в соответствии со следующими требованиями:
1) границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не могут выходить за пределы территории города Мегиона;
2) неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома);
3) территориальное общественное самоуправление не может осуществляться в границах территории, на которой уже осуществляется территориальное общественное самоуправление, без соответствующего изменения границ.
Статья 9. Предложение населения по установлению или изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление
1. Предложение населения по установлению или изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, принимается на собрании либо конференции граждан.
2. Предложение населения по установлению или изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, должно содержать перечень конкретных территорий с указанием их адресных данных.
3. Предложение населения по установлению или изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, направляется в администрацию города Мегиона (далее - администрация) для составления проекта описания границ и схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также для подготовки заключения.
4. В заключении соответствующего органа администрации города дается оценка соблюдению требований к установлению и изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, предусмотренных настоящим Порядком.
5. При составлении проекта описания границ и схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, допускается корректировка предложения населения по границам территории территориального общественного самоуправления, не затрагивающая изменений данной территории по составу мест проживания граждан.
6. Составление проекта описания границ и схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также подготовка заключения о соблюдения требований к установлению и изменению границ соответствующей территории осуществляется в течение двух месяцев со дня поступления предложения граждан.
Статья 10. Установление границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление
1. Предложение населения по установлению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, рассматриваются главой города. К предложению населения в обязательном порядке прилагаются составленный проект описания границ и схемы границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, а также заключение соответствующего органа администрации города, подтверждающее соблюдение требований к установлению и изменению границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
2. После рассмотрения главой города Мегиона предложение со всеми необходимыми документами направляется в Думу города Мегиона для принятия решения об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
3. Территориальное общественное самоуправление должно быть учреждено в установленном порядке в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения Думы города Мегиона об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление. В случае если в указанный срок территориальное общественное самоуправление не учреждено, решение Думы города Мегиона об установлении его границ утрачивает силу.
Статья 11. Изменение границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление
1. Изменение границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, может осуществляться в результате:
1) изменения границ территории, на которой оно осуществляется;
2) объединения территориальных общественных самоуправлений;
3) разделения территориального общественного самоуправления.
2. Изменение границ территории допускается при соблюдении требований, установленных настоящим Порядком.
3. Вопрос об изменении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, решается на собрании (конференции) граждан.
4. Вопрос об объединении территориальных общественных самоуправлений, граничащих между собой, решается отдельно на собрании (конференции) граждан каждого из объединяющихся территориальных общественных самоуправлений. Одновременно на указанных собраниях (конференциях) граждан принимается предложение населения по границам территории вновь создаваемого территориального общественного самоуправления.
5. Вопрос о разделении территориального общественного самоуправления решается на собрании (конференции) граждан территориального общественного самоуправления по инициативе граждан, проживающих на отделяемой территории. На указанном собрании (конференции) граждан принимаются предложения населения по границам территорий территориальных общественных самоуправлений.
6. Новые границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Думой города Мегиона в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, и закрепляются в уставе территориального общественного самоуправления.
7. Объединение территориальных общественных самоуправлений и разделение территориального общественного самоуправления производятся с соблюдением правил правопреемства, установленных гражданским законодательством, – в случае если указанные и вновь создаваемые территориальные общественные самоуправления являются юридическими лицами.
Статья 12. Инициатива по организации территориального общественного самоуправления
1. Собрание (конференция) граждан по созданию территориального общественного самоуправления проводится по инициативе населения соответствующей территории.
Собрание граждан проводится в случае, если создаваемое территориальное общественное самоуправление охватывает менее 100 граждан.
Конференция граждан проводится в случае, если создаваемое территориальное общественное самоуправление охватывает более 100 граждан.
2. Для проведения учредительного собрания (конференции) по созданию территориального общественного самоуправления гражданами образуется инициативная группа в количестве не менее 5-ти человек из числа граждан, проживающих на данной территории и достигших шестнадцатилетнего возраста.
3. В целях создания территориального общественного самоуправления инициативная группа самостоятельно определяет необходимость проведения учредительного собрания либо конференции.
4. Норма представительства делегатов на конференции устанавливается инициативной группой самостоятельно с учетом численности граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на соответствующей территории. Норма представительства должна быть единой для всех делегатов.
Статья 13. Полномочия инициативной группы по созданию территориального общественного самоуправления
Инициативная группа по созданию территориального общественного самоуправления:
1) определяет форму информирования граждан;
2) информирует граждан о дате, месте и времени проведения собрания (конференции) граждан не менее чем за две недели до даты проведения собрания (конференции);
3) организует проведение собраний жителей по избранию делегатов на конференцию;
4) готовит проект повестки дня собрания (конференции) граждан;
5) готовит проект устава территориального общественного самоуправления;
6) проводит регистрацию жителей (делегатов), прибывших на учредительное собрание (конференцию), и проверяет их правомочность.
Статья 14. Подготовка и назначение учредительного собрания (конференции) граждан по организации территориального общественного самоуправления
1. Учредительное собрание (конференция) граждан по организации территориального общественного самоуправления назначается главой города не позднее 15-ти дней со дня выдвижения инициативы населения.
2. Инициатива населения считается выдвинутой с момента предоставления главе города уполномоченными представителями инициативной группы по созданию территориального общественного самоуправления следующих документов:
1) протокол собрания инициативной группы по созданию территориального общественного самоуправления;
2) заявление о назначении учредительного собрания (конференции) граждан, подписанное уполномоченным представителем инициативной группы;
3) подготовленный проект повестки дня учредительного собрания (конференции) граждан;
4) проект устава территориального общественного самоуправления;
5) протоколы собраний жителей домов, улиц и иных территорий, подтверждающие полномочия делегатов конференции, – для назначения учредительного собрания (конференции) граждан.
Статья 15. Проведение учредительного собрания (конференции) граждан по организации территориального общественного самоуправления
1. Учредительное собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
2. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
3. Вопросы повестки дня учредительного собрания (конференции) граждан и порядок голосования по ним вносятся инициаторами созыва собрания (конференции) и утверждаются большинством голосов присутствующих граждан.
4. Учредительное собрание (конференция) граждан открывается представителями инициативной группы.
5. Для ведения учредительного собрания (конференции) избираются председатель и секретарь.
6. Председатель ведет учредительное собрание (конференцию) граждан, оглашает вопросы повестки дня, предоставляет слово для выступления присутствующим, формулирует принимаемые собранием (конференцией) решения, ставит их на голосование, оглашает итоги голосования.
7. Секретарь ведет протокол учредительного собрания (конференции) граждан, в котором отражаются все принятые собранием (конференцией) решения с указанием результатов голосования по ним. Протокол учредительного собрания (конференции) граждан составляется в количестве не менее 4-х экземпляров и подписывается секретарем и председателем учредительного собрания (конференции).
В протоколе учредительного собрания (конференции) граждан в обязательном порядке указываются:
1) дата и место проведения собрания (конференции), количество присутствующих, сведения о председателе и секретаре учредительного собрания (конференции), повестка дня, содержание выступлений;
2) принятое предложение населения по границам территории создаваемого территориального общественного самоуправления;
3) принятые решения о создании территориального общественного самоуправления, об утверждении его устава;
4) сведения о лице, ответственном за регистрацию устава территориального общественного самоуправления;
5) принятые решения о выборах органов территориального общественного самоуправления, в случае если уставом территориального общественного самоуправления предусмотрено создание органов территориального общественного самоуправления.
8. Решение учредительного собрания (конференции) граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих участников собрания (делегатов конференции).
Статья 16. Собрания и конференции граждан
1. Высшим органом управления территориального общественного самоуправления в городском округе являются собрания и конференции граждан.
2. Порядок назначения и проведения собраний и конференций граждан, включая порядок избрания делегатов, в целях управления территориальным общественным самоуправлением, определяется уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
3. Полномочия собраний (конференций) граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, определяются уставом территориального общественного самоуправления.
Статья 17. Устав территориального общественного самоуправления
1. Устав территориального общественного самоуправления является учредительным документом территориального общественного самоуправления.
2. Уставом территориального общественного самоуправления регулируются вопросы организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
3. Уставы территориальных общественных самоуправлений регистрируются органами местного самоуправления в установленном порядке при обязательном наличии
решения Думы города Мегиона об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление.
4. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
1. В период между собраниями (конференциями) граждан территориальное общественное самоуправление на соответствующей территории осуществляет орган территориального общественного самоуправления, если его создание предусматривается уставом территориального общественного самоуправления.
2. Порядок формирования, полномочия и их прекращение, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом территориального общественного самоуправления.
Статья 19. Экономическая основа территориального общественного самоуправления
1. Территориальное общественное самоуправление осуществляет свою деятельность за счет собственных средств и имущества, приобретенного для целей деятельности территориального общественного самоуправления на установленных законом основаниях.
2. К собственным средствам территориального общественного самоуправления относятся денежные средства, принадлежащие территориальному общественному самоуправлению на праве собственности (добровольные взносы населения, пожертвования физических и юридических лиц, средства от хозяйственной деятельности органов территориального общественного самоуправления), заемные средства и иные средства, полученные территориальным общественным самоуправлением по основаниям, установленным законодательством.
3. Администрация города вправе передавать территориальному общественному самоуправлению, являющемуся юридическим лицом, муниципальное имущество во временное пользование в соответствии с федеральными законами.
4. На условиях и в порядке, предусмотренных настоящим Порядком, территориальному общественному самоуправлению, являющемуся юридическим лицом, могут выделяться средства из местного бюджета.
5. От имени территориального общественного самоуправления владение, пользование и распоряжение собственными средствами территориального общественного самоуправления осуществляют органы территориального общественного самоуправления.
6. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно определяют штаты и порядок оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления в пределах сметы, утвержденной собранием (конференцией) граждан.
Статья 20. Условия и порядок выделения средств местного бюджета при осуществлении территориального общественного самоуправления
1. Территориальному общественному самоуправлению могут выделяться средства из местного бюджета в случаях:
1) размещения в установленном порядке муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг;
2) участия территориального общественного самоуправления в реализации муниципальных программ;
3) выделения территориальному общественному самоуправлению в установленном порядке муниципальных грантов для реализации социально значимых проектов соответствующей территории.
2. Выделение бюджетных средств в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется на основании договоров, заключаемых между администрацией города и органами территориального общественного самоуправления.
3. Средства, выделяемые из местного бюджета, используются в соответствии с заключенными договорами с органами территориального общественного самоуправления.
4. Территориальное общественное самоуправление может принять на себя, с согласия Думы города, осуществление одного или нескольких вопросов местного значения в полном объеме, при передаче Думой города бюджетных средств, в части, пропорциональной численности жителей города, входящих в территориальное общественное самоуправление.
5. Положения настоящей статьи распространяются исключительно на территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом.
Статья 21. Ответственность территориального общественного самоуправления и контроль за его деятельностью
1. Территориальное общественное самоуправление несет ответственность за принимаемые решения в установленном законом порядке.
2. Ущерб, причиненный в результате неправомерных действий, решений территориального общественного самоуправления, возмещается организациям и гражданам в полном объеме за счет собственных средств территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством.
3. Органы местного самоуправления города и органы территориального общественного самоуправления не отвечают по обязательствам друг друга.
4. Контроль за деятельностью территориального общественного самоуправления осуществляют жители соответствующей территории, а в части использования средств местного бюджета и муниципальной собственности – администрация города.
Статья 22. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Порядок вступает в силу с момента официального опубликования.
2. Настоящий Порядок распространяется на территориальные общественные самоуправления, учрежденные после 1 января 2006 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».